Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Спецпроект 66.ru: Артхаус против попкорн-кинематографии

15 ноября 2010, 07:21
Как самое массовое из искусств стало элитарным.

В Екатеринбурге в рамках Фестиваля НеПравильного кино покажут артхаусные фильмы. Это не значит, что главные кинотеатры города, в репертуаре которых, в основном, голливудские киноленты, лишатся своего зрителя. Скорее, напротив: несмотря на генетическую принадлежность к самому массовому из искусств, артхаус остается кино «не для всех».

Яна Воронова, организатор «Фестиваля НеПравильного кино» в Екатеринбурге::


— Среди кинолент принято считать правильным кино, которое смотрят в кинотеатрах и дома: страстные любовные истории, пересыпанные спецэффектами, под соусом сказочности и мордобоя. И кинорынок массово воспроизводит такие картины. Артхаусные киноленты, как правило, не отличаются огромными бюджетами, высокими гонорарами актеров, массовым прокатом по миру.

Трудно себе представить артхаусный боевик или фильм катастроф, все это больше подходит для Голливуда. Однако страсть по артхаусу уже охватила весь мир. География арт-фильмов глобальна: лидерами артхауса наравне с европейцами становятся режиссеры из Ирана, Южной Кореи и Китая.



Оказалось, что артхаус тоже бывает разный, что есть в нем и свои герои, и свои изгои. Есть, конечно, и свой авангард, но есть и своя попса.

Яна Воронова, организатор «Фестиваля НеПравильного кино» в Екатеринбурге::


— Наша цель — как организаторов фестиваля — рассказать массовому зрителю, что существует альтернатива в кино, что картины фестиваля тоже «для всех и каждого». А зритель после просмотра сам выносит суждение — о просмотренном фильме, об артхаусе и о Фестивале НеПравильного кино.

Еще 12 ноября зритель мог судить о фестивале только по двум фильмам. Избранную публику «неофициальной официальной церемонии открытия» (все-таки есть в этой формулировке что-то НеПравильное — организаторы остались верны концепции до конца) пригласили в два зала ККТ «Космос» — Зеленый и Синий.

Лариса, зритель из Зеленого зала, о фильме «Десять зим»::


— Как-то очень тихо зал себя вел. Может, равнодушно, может, спокойно из-за того, что на экране не происходило ничего особенного. Обычно на открытии фестиваля первыми показывают самые значимые, лучшие фильмы — все-таки это должен быть лучший фильм из выбранных. Но вот не оставило отпечатка... Но я считаю, что, может быть, дальше будет лучше.

Тот, кто отправился в Зеленый зал, стал свидетелем картины русско-итальянского производства «Десять зим», как было заявлено — сентиментальной комедии — а на деле мелодрамы в чистом виде, герои которой на протяжении «десяти зим» пытались разобраться в своих (весьма сумбурных) чувствах, при этом умудрившись ни разу не попасть ни в одну хоть сколько-нибудь комическую ситуацию. Хотя, критиковать за неточность в обозначении жанровой принадлежности артхауса, главным критерием качества которого является вовсе не жанр, а мера таланта постановщика, дело неблагодарное. Что ж, пусть остается «сентиментальной комедией».

Тамара, ценитель кино::


— Десять зим для познания жизни? Но на деле ни познания, ни эволюции внутренней жизни героев не происходит, одна суета, сметание и неразборчивость...

Зеленый зал, где показывали картину «Десять зим», раньше времени покинуло только два человека.

Те же, кто все-таки дождался окончания фильма, не отказались поделиться впечатлениями о картине, режиссерской и актерской работе, о главных героях фильма, а также новаторстве и видении двух стран — России и Италии. Продолжаем знакомить с мнением «любителей артхауса», «ценителей кино» и просто «отрицателей попкорн-кинематографии»:

Тамара, ценитель кино: :


—Интересен наш русский Жигунов, от итальянских актеров он отличается своей фактурой. Но других ярких образов не осталось. Просто какие-то тусовочки...

Марианна, зритель::


— Смотришь фильм, а думаешь — о своем. Наверно, каждый думает о чем-то личном: о дружбе, любви...

Павел, отрицатель попкорн-кинематографии::


— Стихийно свадьба организовалась, якобы в русском стиле, потом вдруг баня. Запомнился фрагмент, когда герой в бане хлопнул веником девушку — и все. Нет того, что выразило бы сущности русской бани, разве что поприсутствовали атрибуты — веник, пар... Если ты ничего не знаешь о России, об Италии, о Венеции, о гондолах, то так и будешь воспринимать их поверхностно, фильм в понимании сущности, души городов, особенностей менталитета тебе не поможет.



Мария, любитель артхауса::


— Арбат, Кремль, Красная площадь, библиотека — это Москва. Вдалеке университет. Как картинки просто, картинки-эпизоды. Все это подходит для клипового сознания.



Екатерина, студентка школы кинобизнеса: :


— Казалось бы, что на протяжении всех десяти зим, во время которых герои встречаются, разбираются в своих чувствах — происходит детская игра: взрослости, серьезности, каких-то отношений, стремлений к жизни нет. Вот зима прошла, вот еще один год прошел, но в чем отличие одного года от другого? Героиня не может определиться или ей это просто не нужно: у нее все течет в жизни примерно так — как сегодня пошло, так и пусть идет сегодня, так и пусть идет завтра. Серьезности к себе нет.


Григорий, телеоператор::


— Мне мешало, что когда героиня фильма говорит по-русски, то ее голос не слышен совсем. Она тихо говорит и вместе с другим озвучиванием ее почти не слышно. Я думаю, это чисто технический недочет. Скорее всего, просмотры фестивальные — это одноразовые просмотры. Прошел фильм, и все, больше они к этому не вернутся.

Евгения, любитель артхауса::


— Фильм должен производить впечатление, должен заставлять о чем-то думать, рассуждать. Здесь же эмоций никаких не вызывает, я ничего такого не ощутила. Новизны нет.

Впрочем, судить о фестивале, который только-только — официально — начал знакомить зрителя со своей программой, пока рано. Судить о фестивале по одному фильму программы — недальновидно, тем более что анонсы НеПравильного кино звучат привлекательно.

Мария, любитель артхауса::


— Я хочу еще посмотреть что-нибудь, чтобы как-то определиться: решить для себя вопрос — что же хотел сказать режиссер, что же хотели сказать сами актеры, что они хотели в это все внести.

Екатерина, студентка школы кинобизнеса: :


—На самом деле это только первый фильм, и я в растерянности пока. Поэтому хочу еще что-то посмотреть. «Озера», может быть, «Замерзшие души»... Люблю такие фильмы, где режиссер позволяет покопаться в душах, а здесь нечего капаться.

Так, например, режиссер «Замерзших душ» Софи Бартрес обмолвилась, что на создание картины ее вдохновили абсурдисты. Скорее всего, Бартрес имела в виду Беккета и Дюрренматта (сказать точнее нельзя, так как на открытии не был представлен творческий состав фильмов-участников фестиваля). Но если предположить, что режиссеру удалось найти адекватные средства для модернизации театра абсурда середины прошлого века, то это, во всяком случае, должно заинтересовать кинокритиков.

Яна Воронова, организатор «Фестиваля НеПравильного кино» в Екатеринбурге::


— Сюжеты лент бывают крайне обыденными, но затрагивают своей реальностью по отношению к зрителю. Артхаусные картины больше о нас настоящих, чем о нас сказочных, мечтающих стать супергероями и суперлюбовниками.

Еще один фильм, вошедший в программу фестиваля, как рассказали организаторы, уже вызвал интерес у другой категории зрителей, пусть не столь искушенной, но, вне сомнения, куда более отзывчивой, сочувствующей и, скорее всего, менее критичной. В киноленте «Этюды втроем» пойдет речь о «любовном треугольнике». Главные герои — девушка и два молодых человека, все — студенты художественной школы.

Яна Воронова, организатор «Фестиваля НеПравильного кино» в Екатеринбурге: :


— Студенты Архитектурной академии и Свердловского художественного училища уже забронировали большое количество мест на один из показов фильма.

Были художники и на самом открытии — трое студентов Художественного училища им. И. Д. Шадра, одни из тех, для кого официальная часть открытия — тусовка с шампанским под музыку DO-UP — стала рабочими буднями.

За 5 — 7 минут Максим Корольков, Владимир Дербасов и Валентина Сизоненко пытались уловить характерные черты своей модели, предварительно поинтересовавшись, в какой технике она (модель) себя видит — на выбор были карандаш и уголь.



Образ «нас сегодняшних» (конечно, с учетом авторского видения) закрепляется фиксативом, смотрим на себя «настоящих». Вот так и в кино — НеПравильном.

Яна Воронова, организатор «Фестиваля НеПравильного кино» в Екатеринбурге::


— Подобные картины спускают с небес на землю и стараются обратить внимание на нас сегодняшних, а не таких, какими мы хотим быть завтра...