Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Боб Оденкерк, Кристофер Ллойд и RZA против группы «Комбинация». Павел Матяж о фильме «Никто»

19 марта 2021, 11:38
Боб Оденкерк, Кристофер Ллойд и RZA против группы «Комбинация». Павел Матяж о фильме «Никто»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российский режиссер Илья Найшуллер снял на голливудские деньги ностальгический боевик про одинокого мстителя, его папу и русскую мафию во главе с Алексеем Серебряковым, Сергеем Шнуровым и Александром Палем.

Название, конечно, эффектное, но только оно совершенно не соответствует фильму ни в частностях, ни по сути. Культовых личностей в команде режиссера Найшуллера собралось немало. «Никем» их никак не назовешь. Звезда метамфетаминовой вселенной сериала «Во все тяжкие» Боб Оденкерк, народный артист РФ Алексей Серебряков, зубр ленинградского рока Сергей Шнуров, легенда хип-хопа RZA, самый модный и политически грамотный челябинский актер Александр Паль и единственный и неповторимый изобретатель машины времени на базе автомобиля DeLorean Кристофер Ллойд.

Все эти парни собрались под крылом самолета Найшуллера для того, чтобы устроить трип в зубодробительные 90-е, когда всем было плевать на политкорректность, гендерные стереотипы и правила хорошего тона. И вместо того, чтобы вести остроумные диалоги и плести макиавеллевские интриги, героям можно было просто брать дробовики и сшибать друг другу бошки.

Главным бошкосшибателем на этот раз был назначен не Киану Ривз, а Боб Оденкерк. Это очень странный выбор. Боб – комический актер, он не имеет никакого опыта в экшн-боевиках, его актерская харизма совершенно другого плана. Однако тут можно вспомнить, как интеллигентный, обаятельный и несчастный Майкл Дуглас за два часа превратился в настоящего монстра в знаменитом боевике «С меня хватит», и станет ясно, что так даже круче. Невозможно представить, чтобы Брюс Уиллис, Киану Ривз или Дензел Вашингтон реально страдали от кризиса среднего возраста, потому что жена и дети считают их недостаточно мужественными. А вот Оденкерку этот образ безобидного пожилого клерка с мутным прошлым удался намного лучше. Недооценивать такого парня – это естественно как-то. А недооценивать не стоит, как провозглашает слоган фильма.

В остальном сценарий фильма – абсолютное клише (сценарист «Никто» Дерек Колстад был автором всех трех частей «Джона Уика»). Кино про обывателя, который сходит с ума в подземке и начинает убивать направо и налево плохих парней, снимают разные режиссеры уже много лет. Различаются эти фильмы только возрастом, социальным статусом и профессией едущего с катушек горожанина. Первым был Чарльз Бронсон в «Жажде смерти». Не так давно культовую франшизу без особенного успеха пытались возродить с Брюсом Уиллисом вместо Бронсона. В 2007-м бойню в метро цитировали в боевике «Отважная» с Джоди Фостер, а в 2019-м – в «Джокере».

Продюсировал фильм Дэвид Литч («Атомная блондинка»), а за боевые сцены отвечала команда Чада Стахелски (все «Джоны Уики» и тоже «Атомная блондинка»), поэтому мордобой и перестрелки в «Никто» добротные и качественные, но уж очень предсказуемые. Это все уже миллион раз было.

Илья Найшуллер отличился только тем, что снял сцену массового убийства местных гопников не в вагоне метро, а в автобусе.

Другой пикантной особенностью, которую внес Найшуллер в американскую традицию, можно назвать русских бандитов. Изначально в сценарии Колстада это должна была быть корейская мафия, но Найшуллер настоял на русских и привез для этой цели русскоговорящих актеров, включая Серебрякова, Шнурова и Паля. Впервые за миллион лет наши люди в Голливуде говорят без акцента и ведут себя более-менее естественно. Ну, с поправкой на то, что все они карикатурные злодеи. Но уже за то, что вместо «Kakye vashi dokazatelstva» и «Na zdorovye» они матерятся на языке оригинала, танцуют под группу «Комбинация», пьют водку и плачут, можно сказать Найшуллеру spasibo.