2 марта пионеры российской хэви-сцены дадут симфометаллический концерт в екатеринбургском «Космосе». В преддверии этого события мы спросили у корифея коллектива, почему «Классическую Арию» решили возродить 16 лет спустя, откуда снова взялась мода на симфонический рок и почему «Ария» принципиально не поет про Донбасс.
Виталий Дубинин, 59 лет. Бас-гитарист и бэк-вокалист группы «Ария» с 1987 года. Автор практически всех нетленок коллектива, в том числе «Улицы роз» и «Героя асфальта» (в соавторстве с Сергеем Мавриным), «Штиля» и «Осколка льда».
— Проект с симфоническим оркестром — «Классическая Ария» — появился в 2001 году, потом пропал, теперь появился снова. Что изменилось 16 лет спустя — в подборе песен, в аранжировках? — Да, в 2001-м мы начали, но тогда не было масштабного тура — мы сыграли только на «Нашествии». Опыт повторили в 2002-м, на большом сольном концерте в «Зеленом театре» парка им. Горького, а потом на много лет мы про «Классическую Арию» забыли. На 20-летие группы, в 2005 г., исполнили небольшой сет с оркестром и больше в таком составе не выступали.
— Я, кстати, помню тот концерт в парке Горького, но в истории он остался в виде мутной трансляции канала «МУЗ ТВ» с рекламными паузами и болтовней комментаторов. Почему не вышел полноценный DVD с того концерта? У вас же вроде была нормальная запись. — Мы тоже думали, что была. Считали, что есть исходники видео без перерывов на рекламу. Но когда отсмотрели записи с камер, поняли, что нет. Но это не самое страшное. К сожалению, нет поканальной записи звука. Мы могли взять его только с той же трансляции.
— Проект возродили только к 30-летию группы и решили масштабно проехать с ним по стране. Что изменилось? С одной стороны, ничего. С другой — многое.
У нас поменялся дирижер. Константин Кримец, к сожалению, ушел из жизни. Мы нашли другого, шведского дирижера Ульфа Ваденбрандта.
Звучание поменялось не сильно — аранжировщик тот же самый, Кирилл Уманский, мы по-прежнему работаем с ним. Конечно, вносили коррективы, поменяли репертуар.
Дирижер Ульф Ваденбрандт (третий справа) — человек разносторонний. Вообще он худрук Шведского симфонического оркестра. Но также в разное время сотрудничал с Чешским национальным симфоническим оркестром, Норрчёпигским симфоническим оркестром, Сьюзан Бойл и (внезапно) группой E-Type.
— По какому принципу сейчас составляете репертуар? — Там много параметров. Во-первых, оркестр предполагает масштабные композиции. Таких у «Арии» немало, мы выбираем крупные формы — песни по 7, по 9 минут, где оркестру можно разойтись, где больше симфонизма в аранжировках, где чаще меняется темп. Песни, короче говоря, выбираем такие, где есть воздух, где есть свобода в аранжировках.
Если брать «боевики», где без конца играют гитары с максимальным перегрузом, там для оркестра нет места. Так что для «Классической Арии» мы отобрали те вещи, где есть спокойные, где есть быстрые места, где меняются гармонии.
— Оркестр всё тот же — президентский, «Глобалис»? — Нет, «Глобалис» у нас был до этого. В этом туре мы будем играть с местными оркестрами. Из постоянных участников — группа «Ария», дирижер и техники. А музыканты оркестра будут местные.
— А как всё это отрепетировать вместе — у вас же в каждом городе буквально пара дней? — С дирижером мы работаем давно и уже знаем, где в наших аранжировках тонкие места, которые надо проработать с оркестром. Ну, а сами музыканты оркестра играют с листа, для них это совершенно просто — как обычному человеку читать газету.
Конечно, обязательно отрепетируем на месте накануне концерта и в день концерта — все ноты уже у них, мы высылали их заранее. Музыканты могли ознакомиться — уж не знаю, сделали они это или нет, но возможность мы им дали.
Такого количества репетиций для нас достаточно — столько же мы делали в Москве и Питере.
— В Екатеринбурге я вижу какой-то бум симфонического рока — все столбы завешаны афишами разных каверщиков, которые то Цоя играют с оркестром, то «Металлику». Откуда такой всплеск, ведь идея сама по себе не новая? — За всех трудно говорить, но можно вспомнить, что всё развивается по спирали — круг прошел, всё по новой, появился интерес. Поменялось поколение людей, которые ходят на концерты, новому поколению это стало интересно.
Может, дело еще в том, что в России появилось много музыкантов, которые готовы работать с рок-группами. Ведь еще 15 лет назад таких найти было сложно. Мы в свое время обращались к артистам — они прямым текстом говорили, что рок играть не хотят. «Глобалис» мы нашли не с первой попытки. Хорошо, что они позволяли себе экспериментировать, другие — нет.
— Я смотрю, у «Арии» в принципе очень активный период — выходит альбом за альбомом, но преимущественно концертники и сборники. Деятельность бурная, но связана она с переосмыслением старых вещей, а что с новым материалом? — Не могу сказать, что мы совсем не делаем новых песен — последний альбом был в 2014 г. Группе с 30-летним стажем уже сложно выпускать пластинки каждый год. Не знаю — в силу возраста хотя бы. Когда мы были молодыми и не давали так много концертов, могли выпускать альбомы чаще, было множество идей, которые тут же воплощали в жизнь.
Сейчас мы стали — не скажу, что ленивее, но… всё сложнее как-то. На запись мы отводим больше времени, на написание текстов тоже уходит уйма времени. Но мы работаем над новым альбомом — в этом году если не выпустим, то по крайней мере запишем.
— Раз уж зашла эта тема возраста… Вы в группе с 1987 года, солидный стаж. Нет усталости от записей, гастролей, интервью, фанатов?.. — Как ни странно, нет. Бывает усталость от гастролей, хочется в длинном туре отдохнуть. Но если представить, что это всё закончится и станет нечем заниматься, то становится несколько грустно. Вся жизнь на колесах, в разных городах, в концертах, во встречах с поклонниками. Если бы нам это не нравилось, то бросили бы давным-давно.
Наоборот, мы когда общаемся между собой, отмечаем, что жизнь прошла неплохо, есть что вспомнить.
— За всё это время не возникало желания организовать свой побочный проект с какой-то другой музыкой? — Не было желания сделать что-то, кардинально отличающееся от «Арии», или выпустить сольник. Может, у кого-то такие мысли были, но у нас в группе происходит так много всего, чтобы еще отвлекаться… К тому же я не такой продвинутый композитор, чтобы писать и для «Арии», и для себя. Все мои идеи воплощаются в музыке группы «Ария».
— После крымских и всех последующих событий наше общество пережило сильный раскол, и многие музыканты четко становились на ту или иную сторону. Из последнего можно вспомнить Юлю Чичерину, братьев Самойловых, которые на этой почве разругались еще сильнее. А с вашей стороны ничего не слышно — ни за, ни против. Это принципиальная позиция коллектива? — Да, принципиальная. Мы прежде всего музыканты, а не политики, и в музыке мы разбираемся лучше, чем в политике. Когда порой слышишь такие заявления музыкантов (а это именно заявления, поскольку музыканты — люди публичные), становится смешно и не по себе.
К тому же у нас в группе пятеро разных людей со своими мнениями. Они могут отличаться кардинально в ту или иную сторону, но по каким-то другим вопросам мнения могут совпадать. Поэтому мы решили, что лучше не делать никаких заявлений. Вообще, если бы поступило предложение, мы бы с удовольствием сыграли и в Крыму, и в Киеве, и в Донецке, чтобы наконец-то всё кончилось и люди от этого не страдали. Поклонников у нас много и там, и там, и там.
Я люблю джаз и старые советские , а также хорошие ,музыкальные современные мелодии . Певцов и певиц с хорошим голосом , а не эти -бум-бум - бум ........