Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

22 мая 2016, 16:50
Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Может ли питон проглотить человека, как выглядит жизнь страны, проигравшей во Второй мировой, что такое «молодая уральская анимация» и что можно увидеть с крыши синагоги — читайте в нашем репортаже с самых интересных площадок юбилейной «Ночи музеев».

Зоопарк в «Ночь музеев» представлял особую программу, рассчитанную как на детей, так и на взрослых. Наибольшая активность здесь все-таки была днем — в это время можно было попасть на различные мастер-классы, сотрудники зоопарка и партнеры устраивали несколько квестов. Дети с удовольствием проводили раскопки в археологической песочнице и участвовали в конкурсе на самую смешную гримасу.

Специально для «Ночи музеев» сотрудники устроили мини-выставку «Страшные сказки». Все желающие могли погладить питона, поиграть с палочником, посадить себе на руку огромную улитку. Сетчатый питон вызвал наибольший восторг и внимание — пробиться сквозь толпу желающих погладить рептилию было непросто.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Лектор Елена с питоном на шее отвечала на самые разные вопросы: может ли питон проглотить человека, до каких размеров он вырастает, можно ли сделать сумочку из старой шкуры змеи, как узнать пол рептилии, может ли питон укусить... «Укусить может любое животное, имеющее зубы, — рассказала Елена. — Но вообще удавы — животные миролюбивые. Агрессию они проявляют только в том случае, если чувствуют опасность или при линьке: у змей процесс смены кожи крайне болезненный, питоны в это время почти слепы и плохо оценивают степень угрозы».

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Стенд с насекомыми и членистоногими также пользовался популярностью. Сотрудники зоопарка увлеченно и с любовью рассказывали о своих подопечных, показывали (и давали подержать в руках) палочников, голубые личинки бражника табачного (гусеница, похожая на Абсолема из Бёртоновской «Алисы в стране чудес»), мадагаскарских тараканов. Был тут и загадочный кивсяк — толстая, черная многоножка. Но от обилия людей членистоногое испытало глубокий стресс и «ушло в себя», свернувшись в плотный клубок.

Впрочем, животные, которых нельзя было трогать руками, похоже, испытали не меньший стресс от наплыва посетителей. Белые мими-мишки в отремонтированном вольере, свежеразрисованном под антарктические пейзажи, спали так, будто весь день разгружали фуры.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

В Музее архитектуры и дизайна на Плотинке в «Ночь музеев» открылась выставка Puteshestwie. Это первая звуко-графическая выставка, на которой можно увидеть иллюстрации музыканта Вячеслава Бутусова и архитектора Ильдара Зиганшина к альбому группы «Урфин Джюс». Все рисунки были сделаны в 1981 году, когда Бутусов и Зиганшин учились в Свердловском архитектурном институте. Каждая работа посвящена конкретной песне группы «Урфин Джюс», которую тут же можно и послушать.

В предисловии к выставке говорится, что перевоплощение «услышанного в видимое» происходило моментально и иронично, поэтому эти работы ни в коем случае нельзя воспринимать серьезно. На выставке также можно увидеть сопроводительную записку авторов, в которой сказано, что они делали рисунки левой рукой, потому что правая была занята выполнением академических работ в институте.

Синагога участвует в «Ночи музеев» в первый раз, но попасть в основную программу ей не удалось. Дело в том, что по правилам, установленным организаторами, площадка должна была начать работу не позже 16 часов, но из-за Шаббата (суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы) начать экскурсию смогли только в 23:30. Впрочем, позднее время только добавило интереса к площадке.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

На экскурсию пришли молодые люди, которые занимаются в расположенном в синагоге центре Enerjew, а также жители Екатеринбурга, которым хотелось узнать что-то новое о еврейской культуре или просто побывать в синагоге.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Во время путешествия по основным залам гостям рассказали о еврейских традициях и праздниках. Одним из самых запоминающихся моментов экскурсии стало посещение Зала памяти.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Напоследок всех собравшихся угостили национальным еврейским блюдом.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

В качестве бонуса организаторы позволили всем участникам экскурсии подняться на крышу и сделать несколько фото ночного города с высоты.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Уральский филиал Государственного центра современного искусства в «Ночь музеев» представил выставку детских рисунков. Большинство работ были сделаны ребятами лет 10–12. Дети рисовали на заданные темы, например, как они представляют свое будущее. Мальчик по имени Матвей нарисовал себя в лихо заломленной набок бейсболке на фоне звездного неба. В сопроводительной записке говорится, что, когда ему будет 23 года, он бы хотел жить в Англии и заниматься плаванием.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

На выставке также можно было найти работы известных жителей города, которые каким-то чудом сохранились до сегодняшнего дня. Среди них рисунки Олега Ягодина, Алексея Федорченко, Славы ПТРК…

Логическим продолжением детской экспозиции стало выступление капеллы мальчиков и юношей Свердловской государственной детской филармонии в летнем дворе центра.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Дети исполнили несколько песенок, некоторые из них они придумали сами. Этот момент стал одним из самых трогательных во всей программе ГЦСИ. Для того чтобы услышать хрупкие детские голоса, гостям пришлось создать идеальную тишину.

Дом Метенкова в эту «Ночь музеев» представлял две экспозиции. Первая — «Фотография и неореализм в Италии», посвященная годам жизни страны, проигравшей во Второй мировой. Разбомбленные здания в следах от пуль, люди, ютящиеся в руинах и подворотнях, но всё равно радующиеся тому, что война закончилась. Все фотографии черно-белые, не переведены в цвет, что помогает точнее передать то время, ту атмосферу. К тому же в черно-белых фотографиях можно увидеть гораздо больше оттенков, больше градаций, разглядеть снимок до мельчайших подробностей.

В этой же экспозиции есть серия фотографий «Мужчина, женщина, любовь», которая отходит от традиций неореалистических фотографий — показывать жизнь без прикрас, такой, какой она есть, и изображает мир любви и мечтаний. Самое главное: и фотографии послевоенной жизни, и фотографии послевоенной любви сделаны без декораций. Глядишь на них — и сразу понимаешь все тяготы и радости жизни того времени.

Вторая часть выставки — «Открытый город» — посвящена Екатеринбургу 30–60-х годов XX века. Можно найти фотографии центра и окраин города, посмотреть, как он выглядел в то время. Некоторые улицы почти не изменились, другие же просто не узнать. В одной из комнат установили специальный прибор, который помогает «попасть» в фотографи: что-то вроде увеличительных стекол, за которые вставляется фотография. Когда смотришь в них, она становится глубже, как будто в 3D-формате.

На этой части выставки можно увидеть самые неожиданные кадры: например, деревенские домики в центре Екатеринбурга, рядом с которыми возвышается новое пятиэтажное здание; первомайские парады, снятые под необычным для того времени ракурсом — наклонно; строящуюся гостиницу «Исеть», мимо которой проходят женщины с выстиранным в Городском пруду бельем, и многое другое.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Также в музее Метенкова действует постоянная выставка с фотографиями, сделанными самим Метенковым. У известного уральского фотографа почти нет портретов, большая часть его работ посвящена пейзажам Екатеринбурга. Именно он первый начал снимать город с колоколен, открывая всем его вид с высоты птичьего полета. Еще есть достаточно много фотографий Прокудина-Горского, который старался запечатлеть для истории окрестности Екатеринбурга. Например, работы на карьерах, леса и тому подобное.

Дом кино встречал желающих приобщиться к музейным ценностям программой «Стоп! Снято на Урале». В малом зале для любителей синематографа организовали специальные показы анимационных и кинофильмов, снятых уральскими режиссерами в разные годы, которые сопровождались рассказами о съемках, пояснениями киноведов и режиссеров. Заканчивалось все показом псевдодокументальной картины «Первые на Луне» — дебютной работы режиссера Алексея Федорченко в игровом кино. В свое время (фильм вышел в 2004 году) работа уральского киномастера взяла множество наград на кинофестивалях разного уровня — от российского «Кинотавра» до премии Венецианского кинофестиваля. Спустя почти десять лет после премьеры картина по-прежнему интересна: зал был полным, несмотря на позднее время сеанса — картину демонстрировали под занавес «Ночи музеев», в полночь.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Впрочем, многолюдно было и на других показах: «Легендарная и молодая уральская анимация», «Кинолегенды Урала», «Взрослое кино от Алексея Федорченко». Анимационными работами интересовались в первую очередь, конечно, маленькие участники «Ночи музеев». Несмотря на то что большинство работ, представленных в программе «Молодая уральская анимация», сложно было назвать детскими. В показе были представлены мультфильмы, снятые в основном выпускниками факультета графики и анимации УрГАХА в рамках разных проектов. И философии в этих картинах ничуть не меньше, чем сказочности. Причем философия эта еще и подчеркнута разными анимационными техниками.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

И все же наибольшей популярностью в Доме кино пользовались не кинопоказы, не фотозона (непременный атрибут большинства площадок «Ночи музеев»), не старинные киноаппараты, выставленные в фойе, а психологический кинокастинг. Получасовые мероприятия, проводимые модератором Психологического клуба Дома кино, специалистом российского уровня по типопсихологии Владимиром Танаевым, шли строго по записи — слишком много желающих было попасть на них. Участники заполняли психологические анкеты, которые просматривал Владимир Танаев, затем психолог задавал дополнительные вопросы и определял, к какому психотипу относится человек и, соответственно, какого актера он мог бы заменить. Я, например, вполне могла бы сыграть Афоню в известном российском фильме или получить «Оскара» на недавней конференции — и Куравлев, и Ди Каприо, по мнению Танаева, относятся к одному психологическому типу.

Музей Высоцкого в одноименном бизнес-центре — незабываемое место. Особенно в «Ночь музеев». На территории музея организовали несколько интересных зон в дополнение к постоянной экспозиции. Сразу при входе — пространство для творчества. Можно было раскрасить открытку с изображением гитары Высоцкого. Фломастеры, карандаши, наклейки — все было любезно предоставлено организаторами.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

В другой части на отдельном стенде была представлена выставка мастера авторской куклы Елены Подкорытовой. Среди ее работ была и кукла, изображающая самого артиста в амплуа Глеба Жеглова.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Правда, куклы не пользовались особой популярностью у публики. Настоящий ажиотаж вызвала зона, где все желающие могли прочитать отрывок из стихотворения Высоцкого. На выбор предлагали два, распиленных на четверостишия, произведения: «Я не люблю» и последнее стихотворение Высоцкого, написанное в Париже незадолго до смерти и посвященное Марине Влади.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Открытку с этим стихотворением Андрей Гавриловский приобрел на одном из аукционов, и сейчас она выставлена в музее. Чтения снимали на камеру, в дальнейшем из этих роликов смонтируют видео, в котором все кусочки соединят в одно целое. Видео обещают выложить в Сеть ко дню рождения артиста.

Музей Владимира Высоцкого стал одной из самых популярных площадок «Ночи музеев». На входе вместе с билетом давали открытку с изображением музейной экспозиции, которую сразу можно было отправить по почте куда угодно. Марки можно было купить тут же и опустить свое послание в почтовый ящик.

В «Доме печати» предложили вспомнить культурную историю типографии «Уральский рабочий». На стенах типографии можно было увидеть видеоряд с Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Первая биеннале помогла иначе осмыслить этажи конструктивистского здания: теперь здесь находится модный лофт, где проходят концерты и собираются молодые люди. Например, вчера во время «Ночи музеев» в «Доме печати» прошел концерт группы «Самое большое простое число».

Главным экспонатом двора «Дома печати» стала работа «Шестерни» Микеле Джангранде. Инсталляция итальянского художника создана из комбинаций сотен коробок из коричневого гофрокартона. Работа была представлена в рамках 3-й Уральской индустриальной биеннале на площадке завода «Уралхиммаш». В новой версии работы в шестернях появляются растения — их добавили уже уральские художники. Зеленые саженцы становятся символом зарождения новой жизни в промышленных пространствах.

Площадка перед Ельцин-центром в этот день для многих стала убежищем от жары. Днем гостей центра ждал сет от диджея Ильи feelthespring, а вечером яркими цветами заиграл светомузыкальный фонтан. Музей первого президента России Бориса Ельцина проводил экскурсии по основной экспозиции каждые 15 минут.

Самым важным событием вечера в Ельцин-центре стала киноакция «Русский артхаус в Ночь музеев». Организаторы постарались соединить настоящее с прошлым. Поэтому авторское кино, которое представили в рамках «Ночи музеев», рассказывало о разных периодах истории: «Ангелы Революции» — о 30-х годах, «Милый Ханс, дорогой Петр» — о начале войны, «Пионеры-герои» — о 80-х годах. Фильмы, кстати, представляли сами режиссеры, после каждого сеанса проходило обсуждение картин.

«Следующая остановка — лес зомби!» — радостно кричит шестилетний ребенок за пультом управления вагона «Спектр». Уже не первый год одной из самых посещаемых площадок становится музей ЕТТУ. Пульты управления, рулевые колеса — всё это можно покрутить и потрогать в небольшой комнате на Степана Разина. Здесь установлены стенды с фотографиями ключевых моментов истории трамваев Екатеринбурга и различные интересные артефакты: стояночный тормоз, компостеры, диспетчерский пульт…

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Но самое интересное находится на территории самого депо, где стоят четыре старинных трамвайных вагона. Здесь нам рассказали, что самый первый трамвай был деревянным. Печи в вагоне тогда не было, поэтому чтобы согреться, водитель клал под ноги горячий кирпич. Двери вагончика открывались вручную — первый пассажир открывал, последний закрывал. Пенсионеры даже рассказывали, что школа у них была на повороте, где водитель снижал скорость, поэтому они выпрыгивали из трамвая прямо во время движения.

В галерее «Свитер» было шумно: гостей здесь развлекал театр импровизации «На весу». Они устраивали конкурсы, интерактивы и мастер-классы. С улицы доносились звуки реггей — что-то очень позитивное. Это контрастировало с экспозицией музея. Нынешняя выставка называлась «Враг», и это понятие на ней было изучено основательно.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Здесь можно было пройти по коридору, где слева и справа на тебя наставлены ружья — было не по себе. Можно было увидеть постеры екатеринбургских кинотеатров, где все персонажи одеты в хиджабы. Можно было вспомнить о смерти Листьева — его портрет в «Свитере» занял чуть ли не всю стену. Можно было оказаться в зале с фотографиями первой чеченской войны.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Выставка заставила задуматься о том, какое обличие принимают наши враги.

В пространстве галереи «Март» можно увидеть экспозицию «Обратная сторона стены». Это не просто отдельно висящие на стенах фотографии: всё пространство было оформлено как театральная постановка. Выставка двух екатеринбургских фотографов Дениса Тарасова и Фёдора Телкова — это результат большого пути: три года они ездили по тюрьмам и колониям свердловской области и собирали материал.

Спецтехника Кольцово, рисунки Бутусова и экскурсия по синагоге. Репортаж 66.ru c юбилейной «Ночи музеев»

Это выставка про преступление и наказание, про мысли людей, которые впервые остались наедине с собой и не знают, что с этим делать. Фотографии на стенах, звуковое сопровождение, мультимедийная инсталляция слились в одно. Лысые головы, нары, портрет хулигана Есенина. Шариковая ручка, в которую вмонтирован нож. Игральные карты с голыми женщинами. Тайник для телефона в сланце. Письма на стенах с заголовком «Тюрьма — это…» напоминают школьные сочинения — та же линованная бумага, те же орфографические ошибки. Только совсем о другом: что такое тюрьма, как чувствует себя человек в тюрьме, как он там оказался и как переживает эту ситуацию.

Аэропорт Кольцово впервые принимал участие в «Ночи музеев». На привокзальной площади можно было увидеть выставку техники: аэродромный тягач, машины для противообледенительной обработки, для уборки взлетно-посадочной полосы… Каждые полчаса можно было присоединиться к экскурсоводу, который рассказывал, как и в каких ситуациях применяются все эти машины.

Лучшие кадры с других площадок «Ночи музеев» смотрите в нашем фоторепортаже.

Текст: Анастасия Фортуна; Ирина Варкентин; Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; Анастасия Фортуна; 66.ru. Видео: Ирина Варкентин