Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Реставраторы УрФУ разобрали по кусочкам итальянский шедевр Бориса Кустодиева

17 февраля 2016, 18:11
Реставраторы УрФУ разобрали по кусочкам итальянский шедевр Бориса Кустодиева
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Студенты и преподаватели кафедры истории искусств УрФУ провели технологический анализ подлинника картины Бориса Кустодиева в арт-галерее Центральной городской библиотеки имени А.И. Герцена. Это событие можно считать уникальным — раньше публичное исследование столь ценного полотна, каким, без сомнения, является «Венеция», в Екатеринбурге никто не делал.

Картине Бориса Кустодиева более ста лет. Художник написал ее в 1913 году во время поездки в Венецию. В XX веке в России полотно было показано всего один раз — во время большой персональной выставки Кустодиева в 1968 году. Долгое время оно находилось в частной европейской коллекции и только в 2013 году вновь вернулось в Россию. Бизнесмен Борис Минц приобрел шедевр на аукционе в Лондоне за 751,2 тыс. фунтов стерлингов.

Реставраторы УрФУ разобрали по кусочкам итальянский шедевр Бориса Кустодиева

«Венеция» — картина настолько ценная, что во время исследования экспертам даже запретили к ней прикасаться. Проводить анализ пришлось прямо в библиотеке. Оборудование они принесли с собой из реставрационной лаборатории УрФУ. Были выбраны самые мобильные устройства: микроскоп, инфракрасная камера, спектрометр… Все это время картина находилась на сигнализации.

Реставраторы УрФУ разобрали по кусочкам итальянский шедевр Бориса Кустодиева

Заведующая кафедрой истории искусств УрФУ, эксперт в области искусства русского зарубежья и Серебряного века Тамара Галеева и ее студенты показали зрителям, как работают профессиональные реставраторы и что скрывается под слоями краски шедевра Кустодиева. С помощью макрообъективов они отсняли буквально каждый сантиметр картины и представили ее увеличенное изображение на большом экране.

Реставраторы УрФУ разобрали по кусочкам итальянский шедевр Бориса Кустодиева

Эксперты пришли к выводу, что условия хранения картины в частной европейской коллекции были не самыми лучшими. В результате ее несколько раз реставрировали, и каждый раз это был новый художник. Некоторые тонировки были сделаны довольно тщательно. Разглядеть их можно разве что с помощью ультрафиолета. Тем не менее специалисты сошлись во мнении, что сейчас «Венеция» выглядит не совсем так, как во время Кустодиева. Но от этого картина не стала менее ценной.

Увидеть «Венецию» можно до 20 февраля.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU