Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Василий Сигарев о «Стране ОЗ»: «Спасибо Бондарчуку, что его нет в моем фильме»

27 ноября 2015, 20:25
Василий Сигарев о «Стране ОЗ»: «Спасибо Бондарчуку, что его нет в моем фильме»
Фото: Елена Елисеева для 66.ru
Известный уральский режиссер за сутки до премьеры «антиёлок» в Екатеринбурге рассказал Порталу 66.ru, за что он не любит длинные праздники, почему не голосовал за Евгения Ройзмана на выборах мэра уральской столицы, можно ли будет увидеть «Страну ОЗ» в авторской версии без запикиваний и каким будет его новый фильм про зомби-апокалипсис.

С 3 декабря в прокат выходит «Страна ОЗ» — новогодний фильм Василия Сигарева, в котором нет ни Ивана Урганта, ни искрящегося шампанского, ни поздравлений президента, ни трогательных историй со счастливым концом, ни даже детских писем Деду Морозу. Зато есть проститутки в костюмах Снегурочек, водочка, опасные трюки Гоши Куценко с фейерверками, суровые русско-греческие семейные разборки и уральские гопники. О том, что можно сделать со старой доброй комедией, да еще и с новогодней, если ты Василий Сигарев, читайте в нашем интервью.

— Вы планировали снять фильм по прозе Андрея Ильенкова, но потом вдруг появилась новогодняя тема. Почему вы решили, что события должны разворачиваться именно на фоне елок, фонариков и оливье?
— В фильме большая концентрация разных удивительных событий, которые могут происходить только в новогодние каникулы. На самом деле я не люблю это состояние, когда в городе, стране все останавливается. У людей появляется много времени, и они начинают заниматься разными хулиганствами.

— Например, пишут заявления на съемочную бригаду? (Василию Сигареву пришлось несколько раз останавливать съемки, чтобы давать объяснения сотрудникам полиции по поводу алкоголя, которым якобы торгуют в киоске, — прим. 66.ru).
— В том числе. Но я уже забыл об этом. Забыл про этих людей, которые писали заявления. Вот сейчас выйдет фильм, и у них появится новая почва для того, чтобы писать на меня обращения в соответствующие органы (смеется, — прим. 66.ru).

— Наверняка жители Екатеринбурга не только мешали, но и где-то помогали снимать фильм. Вы клеили объявления о поиске обычной советской квартиры в пятиэтажке для съемок. Были отклики?
— Пара откликов, но эти варианты нам не подошли. В итоге нам самим пришлось искать подходящую квартиру по объявлениям и снимать на время.

Василий Сигарев о «Стране ОЗ»: «Спасибо Бондарчуку, что его нет в моем фильме»

— Почему так произошло? Мне кажется, что многие хотят быть сопричастными к чему-то большому, что останется в истории…
— У нас в Екатеринбурге пока не знают, что это такое — съемки фильма, но будь я на их месте — тоже не пустил бы киношников в свою квартиру. Ведь это что? Приходят к вам 50 человек, которые снуют туда-сюда без конца, все ломают и переворачивают. На самом деле это ведь не очень приятно, когда в твоей квартире начинает происходить такая разруха. В одной квартире с утра после ночной смены отмечали день рождения оператора. Устроили новогоднюю разруху. Поэтому я и не советую людям пускать к себе съемочную бригаду, только если они не хотят заработать денег.

— Я знаю людей, которые хотели предложить вам свою квартиру, но в последний момент передумали, вспомнив ваши фильмы. «Вдруг он какую-то жесть будет здесь снимать. Кровь, убийства». А в итоге никакой жести-то и не было?
— Жести не было, было весело. Для кого-то это веселые истории, а кому-то покажется: «О боже, ужас-ужас!» Это все зависит от степени восприятия людей, от степени их внутренней свободы, способности на безумные поступки.

Василий Сигарев о «Стране ОЗ»: «Спасибо Бондарчуку, что его нет в моем фильме»

— У вас есть любимый персонаж в фильме?
— Это Ленка, главная героиня. Она святая. На самом деле таких людей вокруг очень много, таких девушек. Они слегка инфантильные, не от мира сего, зато к ним ничего не липнет. Я всегда их вижу, угадываю очень точно. Они даже могут ничего не говорить. Недавно после премьеры в Питере я вышел из гостиницы. Перед входом стояла девушка и раздавала флаеры. Так вот она один в один была наша Ленка.

— Один из персонажей — Евгений Ройзман. Ваше отношение к нему не изменилось после того, как он стал мэром?
— Я за него не голосовал, потому что не прописан в Екатеринбурге. Мой дом до сих пор не построен — с 2003 года, и прописан я в Нижнем Тагиле, хотя живу здесь последние 15 лет. Я помню, когда узнал, что Ройзман стал мэром, сразу открыл ноутбук и вписал в сценарий несколько фраз. Я за него тогда переживал. Я хотел, чтобы он стал мэром. Другое дело, что полномочий у него практически нет… Но, знаете, ведь должность мэра — это человеческая должность, а не политическая. Любой мэр должен заниматься работой с людьми. Это должно быть его первичной обязанностью.

— В фильме Ройзман такой же обаятельный, как и в жизни?
— Он играет самого себя, поэтому такой же. Это cameo, я не ставил перед ним никаких задач как перед актером. Потом некоторые сказали, что в фильме Ройзман пропагандирует частный извоз. Я этих людей, конечно, не понимаю. Если девушка идет зимой по трассе ночью, и человек останавливается, предлагает подвезти, и это называют «частным извозом», то я не знаю, что те же самые люди скажут про оказание медицинской помощи человеку, которому стало плохо на улице. «Незаконная врачебная практика»?

Василий Сигарев о «Стране ОЗ»: «Спасибо Бондарчуку, что его нет в моем фильме»

— Еще один упрек, который можно услышать в адрес фильма, — что в картине Екатеринбург и уральцы показаны с негативной стороны: пьют, матерятся, в общем, ничего святого…
— У нас пьют немножко шампанского, немножко водочки — как положено в Новый год. Да и вообще в фильме нет такого, чтобы герои сидели и все время пили. Матерятся там не все, а кто матерится, тот умеет это делать.

— Фильм подвергся цензуре из-за обсценной лексики. Как вы вышли из положения?
— Я старался запикать так, чтобы слово все равно было понятно. Может быть, есть пара мест, которые действительно было жалко. Но это необходимая жертва. У нас это получилось, но так бывает не во всех фильмах. Картина Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда» так и не вышла в прокат из-за того, что режиссер ничего не смогла с этим сделать — там просто разговаривают матом. Очень жаль. Фильм-то получился отличный. Это то, что обязательно должны смотреть люди в маленьких городах. Он про то, что всегда все-таки есть надежда. Жизнь — это не только роддом — завод — кладбище. Можно еще и любить успевать!

Василий Сигарев о «Стране ОЗ»: «Спасибо Бондарчуку, что его нет в моем фильме»

— Можно ли будет увидеть фильм в авторской, незапиканной версии?
— Нет, мы не будем его нигде показывать. Мне не хочется разделять зрителей на тех, кто пошел в кинотеатр, заплатил деньги за билет и посмотрел запиканную версию, и тех, кто бесплатно скачал с торрента и увидел незапиканную. Пусть смотрят то же самое!

— Несколько очень известных актеров в последний момент отказались от участия в фильме. Обиды остались?
— Вообще никаких обид! Напротив, я всех в благодарностях указал. Фильм только лучше стал оттого, что их там нет. Допустим, вместо Гоши Куценко сначала должен был быть Константин Хабенский, но потом он как-то слился. Федор Бондарчук отказался от роли за три дня до съемок. Появился Гоша, и теперь я просто благодарен Бондарчуку, что его нет в нашем фильме. На Гошу эта роль легла очень хорошо.

Василий Сигарев о «Стране ОЗ»: «Спасибо Бондарчуку, что его нет в моем фильме»

— Сейчас фильм выйдет в прокат, и вы, наконец, займетесь сценарием новой картины про зомби-апокалипсис?
— Сейчас я собираю материалы. Это очень долгий процесс. Одна из задач — избежать киношных допущений.

— Как вообще можно по-научному сделать фильм про зомби?
— Наука не опровергает, что человек может стать зомби. Но каким он будет? Это нужно домысливать. Вы же понимаете, что у мертвого человека останавливается кровоток, он перестает дышать. А как он питается? За счет чего живет его тело? Мне важно ответить на все эти вопросы, чтобы мне самому было всё понятно — а почему так?

— Снимать будете за границей?
— Передо мной был только один вопрос: где дешевле. Привязывать к конкретным местам неохота, это должна быть универсальная история. Я думал в Минске снимать. Но сейчас в Минске стало слишком дорого из-за курса евро. Так что понятия не имею.

Фото: Елена Елисеева для 66.ru; kinopoisk.ru. Видео: кинокомпания «Белое зеркало»