Раздел Отдых
12 ноября 2014, 12:10

Премьера в Театре драмы: в спектакль по Платонову позвали непрофессиональных актеров

Премьера в Театре драмы: в спектакль по Платонову позвали непрофессиональных актеров
Фото: Анастасия Кириллова для 66.ru
В Академическом театре драмы — долгожданная премьера — спектакль «Платонов: две истории» в постановке талантливого уральского драматурга Дмитрия Зимина. Спектакль основан на двух рассказах известного писателя Андрея Платонова — «Фро» и «Третий сын». Нам удалось побывать на одной из финальных репетиций.

Повсюду снуют люди в тулупах, в форме железнодорожников. Гул голосов. Бревна, гвозди, шпалы, ведра, серые стены. Ощущение, будто мы не в театре, а на станции, недалеко от какой-нибудь типичной советской деревеньки. В углу сцены отрешенно сидит молодой паренек в коричневой кофте и кепке железнодорожника. «Всё? Все готовы? Свет!» — кричит режиссер. Основной свет гаснет, сцена оказывается в полумгле. Раздаются звуки приближающегося поезда.

— Здесь стоять нельзя, гражданка! Вы провожающая? Вам надлежит покинуть платформу! Если вы памятник, гражданка, вам нужно стоять на привокзальной площади лицом к буфету! — говорит актер.

— Он уехал далеко и надолго, — отвечает «гражданка».

— Все уехали далеко и безвозвратно. Посторонитесь, гражданка!

Спектакль разделен на два действия. Первое действие (рассказ «Фро») — это история об одиноких, по-своему несчастных людях. Каждый из них (будь то умирающая от любви к мужу жена, скучающий по работе и никому не нужный отец или идеалист, пытающийся изменить мир к лучшему) борется и преодолевает обстоятельства как может, как умеет.

«Я был как огнедышащая машина, а теперь не знаю, как быть», — досадует отец Фроси.

На сцене под мелодичную музыку актеры из железнодорожных гвоздей выкладывают надпись: «Советский транспорт». Раздается голос: «Фокстрот!». Все разбиваются по парам и начинают танцевать.

Режиссер спектакля наблюдает за актерами и делает пометки в блокноте.

После небольшого перерыва начинается второе действие — «Третий сын». Это уже другая, пронзительная, задевающая за живое история, рассказывающая о воссоединении семьи после смерти матери.

По сцене расхаживает убитый горем отец: «Главное — адреса из памяти не выкинуть! Главное — адреса из памяти не выкинуть! Ленинград, улица Ильича. Саратов... Саратова не было. Москва, улица Павших Революционеров. Воронеж... Москва, Коммунистический тупик. Мать умерла, приезжай. Отец».

Герои дерутся, поют песни под одеялом, пьют молоко из граненых стаканов, закусывая черным хлебом.

Спустя некоторое время приезжие сыновья в белых майках и шортах задорно скачут по всей сцене, перекидываясь шутками, дурачатся, кидают друг в друга шарики из красной ткани.

Дмитрий Зимин, драматург:

— Мне кажется, что сегодня все повторяется. Сейчас нет идеи, которая могла бы объединить всех. Обесцениваются простые семейные ценности, и нет ничего взамен. Забывая про семью, человек стремится к карьере. Ради чего? Первая часть спектакля — про разрушение семьи, разрушение отношений. Во втором действии все наоборот. Сыновья возвращаются в родной дом. В первой части — разрушение, во второй — созидание.

В спектакле далеко не все профессиональные актеры. Это, по мнению режиссера, помогает избежать «излишнего артистизма» и сделать повествование более естественным и искренним. В частности, в постановке участвуют дети — Яша (на фото) и Катя.

Премьера спектакля состоится 18 ноября.

Текст: Виктор Лопатин для 66.ru. Фото: Анастасия Кириллова для 66.ru