Раздел Отдых
19 апреля 2014, 13:30

#Ёбург_рецензия. Алексей Иванов написал город героев

На страницах этого города все — молодцы. Убийцы, артисты, политики. Он каждому дает шанс на победу, но никого не оставляет победителем. В этом городе хочется жить. Этот город — наш.

25 новелл, четверть «Ёбурга», попали ко мне 7 ноября прошлого года. Накануне я записывал интервью с Алексеем Ивановым. Мы просидели два часа в фойе «второго Атриума». Говорили о Екатеринбурге как о части «горнозаводской цивилизации», которую сегодня практически покинули харизматы — главные энергетики развития города в девяностых-нулевых.

Иванов очень убедительно объяснял сегодняшние события в жизни города на примере эпизодов из прошлого. Из времен Ёбурга — города, где ничто не слишком, города-декорации для боевых действий. Выглядело это завораживающе: писатель ловко жонглировал историями и абзацами текста, которые буквально час назад отстукивал на клавиатуре в гостиничном номере.

Он жил в нашем городе, пока учился в университете. Иванов сегодня загружен, признан и востребован: пишет по толстенной книге в год, экранизируется, ставит спектакли, ездит по стране с лекциями. Непонятно, как и когда он сумел изучить фактуру Екатеринбурга последних 25 лет.

Алексей рассказал, что для подготовки «Ёбурга» (как, впрочем, и многих других книг) он нанимает так называемых «сборщиков фактов» — людей, которые по его заданию шерстят архивы, интернет и бумажные СМИ того времени, собирают информацию и готовят «аналитички». Сам Алексей разговаривает с ключевыми персонажами или свидетелями интересных ему событий. Со всеми, до кого может дотянуться. Я тут же предложил ему услуги «литературного негра»: на правах бесправного редактора почитать черновик «Ёбурга» — вдруг замечу какую-нибудь лажу. Он согласился и через пару дней выслал новеллы о бизнесе и политике нулевых-десятых.

Я взялся рьяно. Читал внимательно, въедливо, ковыряясь в памяти, копаясь в интернет-архивах СМИ, перезваниваясь с друзьями-журналистами. Делал пометки на полях, вставлял свои замечания жирным капслоком прямо в текст. Но в итоге все стер и написал Иванову, что он все сделал хорошо и правильно. Даже если в книге и есть спорные по фактам моменты, он красиво объехал эти темы, не признав их и не опровергнув. Ясно, что это литература. И пусть «Ёбург» называют документальной книгой, ключевое слово тут — книга.

Было ожидаемо, что автор попадет под град обвинений. Мол, необъективен, темой не владеет, пишет поверхностно, факты передергивает, источники сомнительные, косвенные. Весь этот негатив стал очевиден после новогодних праздников, когда опубликовали несколько новелл (66.ru, например, выложил семь штук). Комменты, фейсбуки и твиторы обнаружили множество людей, которые «точно знают, как все было на самом деле» и теперь уязвлены, что «писатель не удосужился поговорить с информированными людьми, а тупо все взял с потолка».

Расслабьтесь, друзья, смотрите на «Ёбург» проще и шире. Не ищите в нем того, чего там быть не может. Или не было вовсе. У каждого из нас свой город, и взгляд на его обитателей. Только не надо читать книгу запоем: два-три фрагмента враз — самое то. Автор выбрал весьма удачный формат — 100 новелл, они как разноцветные осколки: каждый можно рассматривать отдельно, представляя, а точнее вспоминая, от какой глыбы событий отколол его Иванов. И собрать их в одну картину, где видно твое собственное, кривое отражение.

Более подробно описывать содержание книги нет смысла. Чтобы составить впечатление, достаточно прочесть несколько новелл или пробежаться по оглавлению. «Ёбургу» не нужны рецензии. Без пафоса в них не обойдешься, а многие верные слова о нашем городе уже затерлись и обесценились. Скажу лишь, что, прочитав книгу целиком, я увидел какой-то смысл в хаосе событий и персонажей, которые наблюдал в последние 20 лет. Я вспомнил эти годы. Кадры городской хроники наслоились на личные воспоминания, эмоции, впечатления… все как-то совпало, сложилось. Словом, привет из настоящего прошлому.

У Иванова нет отрицательных персонажей. В «Ёбурге» все молодцы, все — прогрессоры. Здесь каждый превращает свою, потенциальную энергию в городскую, кинетическую. Негативная она, позитивная — неважно. Автор называет своих героев идеалистами — они часть его концепции многовековой «горнозаводской цивилизации». Люди, для которых главная ценность — труд, люди из разряда «я дерусь, потому что я дерусь». Такова, наверное, суть исполинского Урала, который возвращает нам, его жителям, писатель Иванов. И города, который мы делаем.