Раздел Отдых
18 марта 2014, 09:00

Из жизни животных: смотрим «Жажду скорости / Need For Speed»

Не думал, что может появиться фильм, дегенеративнее первого «Форсажа». Но не стоит недооценивать предсказуемость тупизны.

Если от компьютерных игр вы далеки, то поясню: Need For Speed — серия гоночных аркад с сюжетом и смыслом примерно как в песнях Юры Шатунова. Стартовавшая еще в середине девяностых серия насчитывает свыше дюжины сиквелов и ответвлений на разные темы — от вполне себе профессиональных кольцевых гонок до неоново-пестрого стритрейсинга.

Сами понимаете, переносить на экран такой набор мощных сюжетных ходов сродни экранизации снегопада или процесса чихания. Вроде и бред, но коммерчески успешный. А голливудские боссы коммерческий успех чуют за версту, поэтому игровую канву с погонями и полетами машин взяли за основу, снабдили идиотским сюжетом и вывели на большие экраны.

Слово «идиотский» в данном контексте не ругательство вовсе, а что-то вроде констатации грустного факта. Два затянутых часа экранного времени безмозглые герои совершают безмозглые поступки, которые приводят к ожидаемым (для зрителя), но неожиданным (для безмозглых героев) последствиям.

Главный герой — отличный пример поколения ЕГЭ и свободы самовыражения. Он ведет себя как идиот, ездит по дорогам общего пользования как идиот, а когда его ловит полиция — он плачет и наматывает сопли на кулак. Уже за одну эту талантливую сцену — браво.

Накал идиотии с первых же минут такой силы, что сносит голову что тот шквалистый ветер. Никак не выходящий из пубертата мальчик (таких обычно играют тридцатилетние лбы) после смерти отца по уши влезает в долги (микрокредиты — зло!). И чтоб хоть как-то разобраться с ними, он занимается стритрейсингом. Это когда безголовые юнцы с разной степенью кривизны рук и ног садятся в «корчи» и начинают гонять на дорогах общего пользования. Ни со спортом, ни с умелой ездой стритрейсинг обычно не имеет ничего общего.

Авторы «Жажды скорости» в погоне за зрелищностью эту идею доводят до абсурда: за несколько минут экранного времени главный герой ухитряется подвергнуть опасности не просто здоровье, а жизни десятков ни в чем не повинных людей. На запредельной скорости он носится в боковых скольжениях, поминутно норовя врезаться то в автобус, то в бабушку на минивэне. По идее, зритель, наверное, должен в такие минуты делать круглые глаза и кричать «вау». Я просидел почти весь фильм в позе «рука-лицо», не понимая, зачем идиотам дают бюджеты и зеленый свет на продакшен.

Весь фильм в итоге сводится к череде не просто опасных, а безголовых и откровенно глупых трюкачеств, не имеющих никакой мотивации, логики и оправдания. Поверьте, как человек, переездивший на очень быстрых дорожных и гоночных машинах, я понимаю, что говорю: под безумной скоростью всегда есть оправдание. Даже в целлюлоидном мире кино. Одно дело — уходить, рискуя, от погони, другое дело — красуясь перед новой знакомой, которую ты только что посадил в машину. В первом случае ты спасаешь шкуру, во втором — ты просто дурак. Тот же «Форсаж» не делал из сумасшедшей езды самоцель, не упивался ею, не смаковал штуки со смертью окружающих.

По факту все два часа экранного времени мы наблюдаем вот эту подростковую «жажду скорости» без вектора. Гнать, чтобы гнать. Рисковать, чтобы рисковать. Если вам больше 15 лет, с сеанса вам захочется уйти на середине.

Героев в фильме как таковых нет. Есть разной степени ущербности набор пациентов. Что характерно, главный герой и антагонист противны настолько, что сопереживать ни первому, ни второму не хочется, а на финальных кадрах не испытываешь задуманного (наверное) сценаристами катарсиса. Становится немного жаль, что оба не улетели с обрыва в океан. Забрав вместе с собой сценаристов и постановщиков. Потому что это очень плохо, когда дуракам дают бюджеты.

Нет, хорошо, если мечта сбывается, конечно. Вот у режиссера мечта детства — чтобы все «пыщ-пыщ-пыщ», «бац-бац» и «вау» — но на выходе получился рвотный порошок. История знает примеры, когда все так плохо, что становится хорошо. Тот же второй «Адреналин» со Стэтэмом усердно эксплуатировал оторванные конечности, отстреленные головы и телесный низ. Но поставлено все настолько талантливо, что глаз не оторвать. А тут? Получилось кино про идиотов, снятое идиотами. С ожидаемым результатом на выходе.

Казалось бы, положение может спасти визуальная сторона. Ради которой все, собственно, и задумывалось. Подумайте только: в кадре летают, гоняют, орут, взрываются Bugatti, Koenigsegg, Lamborghini и тройка суперкаров помельче. Но вот незадача: на оригинальные машины для съемок денег у студии не хватило, поэтому сделали дюжину реплик разной степени паршивости. В итоге на крупных планах зоркий глаз разглядит, что перед ним не Veyron, а пародия из папье-маше на шасси какой-нибудь «Альмеры».

Да шут с ними, с кузовными панелями. Бабахает-то как! Как ревут-то, а! Действительно, постановка автомобильных сцен заслуживает если не оваций, то одобрительного кивка. Если отключить голову и не смотреть, что герой вот-вот угробит автобус с детишками, то снято здорово: звук, панорамы с вертолета, мешанина крупных планов, мастерская имитация съемки от первого лица — твердая пятерка.

И опять незадача: кино — не трейлер к компьютерной игре. Помимо десятка гоночных сцен, тут должны быть герои, коллизии, драматургия, внутренняя логика. Но все это настолько отвратительно, что хочется выбросить всех героев-идиотов, диалоги между ними. И что останется? Правильно: десятиминутная заставка к очередной части Need For Speed. Все как там: яхта, парус, маяк, серпантин, орущий цилиндрами и выхлопом «Ламбо». Хочется такой картинки — включите любую часть NFS и посмотрите открывающие титры.

Что до киноадаптации, то я знаю как минимум три не менее глупых способа бездарно убить два часа жизни. Например, стирка носков вручную. Если же хочется посмотреть действительно талантливое кино про большой автоспорт, то вам к Рону Ховарду и его гениальному полотну «Rush»/«Гонка». Там и мужчины, и характеры, и правда жизни.

Фото: кадры из фильма Need For Speed, 2014