Раздел Отдых
10 апреля 2013, 15:15

Пока стынет пиво: молодой француз открыл свою выставку в ГЦСИ

Пока стынет пиво: молодой француз открыл свою выставку в ГЦСИ
Фото: Алиса Сторчак, 66.ru
Молодой французский художник коротает вечера с баночкой пива, а в свободное время занимается творчеством в рамках ГЦСИ.

На площадке Уральского филиала ГЦСИ открылась первая выставка французского художника Тома Климовски (Thomas Klimowski). По словам кураторов мероприятия, проект Covers and Signs — эксперимент с геометрией. В качестве материала для минималистических объектов используются фрагменты найденных книг, бумаг, старых постеров, а также элементы деревянной мебели.

Каждое из его произведений имеет несколько уровней прочтения: формальный, контекстуальный — связанный с культурной и художественной традицией — и междисциплинарный, отвечающий за связи с наукой, историей, картографией и даже футболом.

В белых комнатах ГЦСИ вскоре был обнаружен и сам автор. Тома — улыбчивый молодой человек с неизменной баночкой «Балтики» в руке с готовностью рассказывает об объектах, смыслах и, конечно, о себе. Видя мой удивленный взгляд (ведь на открытии гостям традиционно разливают шампанское, «Балтика» в этих местах редкая птица), Тома смущается и смеется: «Просто я очень люблю пиво. Любое. А еще воду и «Колу».

Веселый француз Тома приехал в Екатеринбург вместе с супругой — она работает в посольстве. Вот уже пять месяцев он живет в Екатеринбурге на правах обычного горожанина. По-русски еще не говорит и иногда улетает обратно, в родной Париж, где у художника есть собственная студия и ждет работа. Коротать вечера в Екатеринбурге пара будет примерно полтора года.

Тома Климовски, автор выставки:

— Здесь я часто хожу в «Альянс Франсез». На самом деле ничего особенного — в Екатеринбурге живу той же самой жизнью, что и в других странах. И должен сказать, что совершенно не принадлежу к авантюристам, к людям, которые любят приключения, вдохновленные сменой мест. Потому что я, скорее всего, домосед, который сконцентрирован на обыденных привычках, в которых нет ничего экстраординарного. У Екатеринбурга провинциальный характер, и мне это нравится. Просто мне приходится сравнивать с Парижем, где я живу большую часть времени, и по сравнению с ним Екатеринбург очень спокойный.

Как признался Тома, оказываясь в новом для себя городе или стране, он старается совместить новую жизнь с творчеством. Художник работал и в США, и в родной Франции, и в Польше, и в Бразилии. Поэтому в Екатеринбурге он первым делом отправился к директору ГЦСИ с целью предложить совместный франко-русский проект для следующей биеннале — предполагалось сделать мастер-класс художников, которые занимаются современным искусством. «Поскольку я и сам являюсь художником, показал и свои работы, предложил что-то сделать для проекта. Он перед вами», — пояснил Тома.

Выставка Тома — рамы, квадраты, прямоугольники из разных материалов и разных размеров. Об их концептуальном значении вы можете узнать от экскурсоводов.

Сам художник говорит, что первоначальная идея рамы стара как мир: она появилась во времена Возрождения, когда творцы начали рисовать, глядя в окно.

Тома Климовски:

— Таким образом у художников появился навязанный взгляд на пейзаж. Вопрос, который меня очень живо интересует, — вопрос фокусировки внимания определенной части реальности и концентрации на ней. Здесь можно говорить об идее рамы, кадра, закадрованности и границах. Вторая моя мысль — это смешение поп-культуры. Это не настолько очевидно, как может показаться, но на самом деле во многих работах можно найти элементы, которые вдохновлены мангой, — смешение массовой культуры с наследием, с великими стилями в культуре.

О русских художниках он отзывается с теплотой, однако считает, что им не хватает терпения и опыта — по его словам, в творческой жизни Екатеринбурга еще силен дух панка и чувствуется влияние Sex Pistols.

Тома Климовски:

— В России я заметил такой момент, отличающий вашу страну от Франции: здесь очень сильна идея перформанса. И, например, известный русский художник Олег Кулик обладает энергией немного нервической, которой совсем нет во Франции. Несмотря на то, что я не являюсь большим фанатом жанра перформанс, мне это показалось очень интересным. У вас очень много нервической энергии, которой уже нет во Франции.

По словам художника, здесь ему нередко приходится видеть идею, которая выглядит по-настоящему гениальной. Но исполнение ее — ужасно, не на том уровне. «У вас есть огромный потенциал, очень много энергии, но зачастую эта энергия просто разбазаривается, тратится впустую. Часто кажется, что ваш художник просто кричит, но смысла в этом нет», — задумчиво говорит Тома.

Сейчас в планах Тома Климовски — создать выставки молодых русских художников в Париже, и наоборот, несколько французских художников пригласить к нам, в Екатеринбург.

На работы в рамках Covers and Signs можно смотреть с 10 по 24 апреля. Часы работы: вт. — вс., 12:00 — 20:00. Стоимость билетов: 100 рублей, 50 рублей — студенты и школьники, бесплатно — студенты творческих специальностей, дети до 7 лет и пенсионеры. Место — уральский филиал Государственного центра современного искусства, Екатеринбург, ул. Добролюбова, 19а.

Фото: Алиса Сторчак, 66.ru