Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбург в логотипах: дизайнер Павел Матяж «заклеймил» каждый район

11 марта 2013, 18:01
Екатеринбург в логотипах: дизайнер Павел Матяж «заклеймил» каждый район
Фото: Павел Матяж
Уральский дизайнер выложил новую порцию не похожих друг на друга логотипов. Метких иллюстраций для каждого района города. В этих воинственных картинках вся народная топонимика Екатеринбурга.

Екатеринбург всегда был богат на самобытные таланты. Как и многие, выпускник УрГАХА — дизайнер Павел Матяж родился и вырос в Екатеринбурге; как и многие, работал работу в журнале «Бизнес и Жизнь», гулял и учился, пока в один прекрасный день картинки Павла не взорвали уральский кусок рунета. Такие чудо-истории часто рассказывают продвиженцы: от нечего делать дизайнер нарисовал несколько логотипов к районам Екатеринбурга и запостил их в соцсети. После нескольких вялых поздравлений от однокурсников кто-то сделал перепост — и с тех пор понеслось.

Сегодня Матяж порадовал горожан новой порцией лого: здесь есть и розовые пони, и кладбищенские мрачные венки. Корреспонденту Портала 66.ru Павел раскрыл тайны старых и новых знаков.

Павел Матяж: «Эти картинки привлекли ко мне целые толпы неадекватных людей, с которыми я в обычной жизни не общаюсь. Поступали и диковатые просьбы, и предложения заняться совместным бизнесом. Некоторые писали: «О, круто. Ты же сделал такой за 5 минут? Давай и нам за 5 минут что-нибудь похожее нарисуешь». А вообще, конечно, этого я и добивался. Само по себе это забавно — личные вещи оказываются интересны».

Я — с Пехоты на самом деле, но и на Эльмаше провел немало времени. Латинские корни в слове «Эльмаш», несомненно, присутствуют, несмотря на все его заводское прошлое. Обсудив эту идею с друзьями, я зажегся, и так родилась первая картинка с мексиканцем. С тех пор тема пошла дальше, сейчас у меня 30 значков, и среди них нет похожих. Для чего мне все это нужно? Это самореализация, поэтому и значки пестрые — я это сознательно сделал, не стал выдерживать линейку стилей. Линейки хороши, когда логотип тебе заказывают за бешеные деньги, а самого себя не хочется загонять в искусственные рамки. Я считаю, чем полярнее будут знаки, тем круче. Потому что районы разные, и каждый из них можно по-разному трактовать как графически, так и литературно.

Например, траурный венок по Уралмашу, намекающий на прошлое с ОПС, вызвал в интернете бурю дискуссий. «Это же готика! Можно было сделать ГОРАЗДО мрачнее, жуткий, леденящий кровь знак. На мой взгляд, это, скорее, шуточный значок, чем реально страшно-страшно», — поясняет Павел.

На тему Уралмаша у нас была целая дискуссия с литераторами, мне говорили: «Ты что, это же край державы, оружие». Не знаю, для меня он с оружием не связан — об этом не знаю ничего. Но знаю, что это единственный бренд, который связывает мир с Екатеринбургом: слово «Уралмаш» знают многие. Знают, что были у нас эти бандиты, а горожане до сих пор помнят байки из 90-х про перестрелки, аллеи с надгробиями. Так что обойти эту тему, думая об Уралмаше, невозможно.

Образ у нашего города воинственный. Может быть, не такой воинственный, как у Челябинска, на который падают метеориты, но — значительно. Во многом благодаря Ройзману и всяким уралмашевским бойцам. Поэтому складывается такая агрессивная картина. Я не сильно запариваюсь за то, чтобы быть понятным. Главное правило — чем проще, тем лучше.

«На логотипе Компрессорного я изобразил Де Ниро. Это старый фильм с ним, вероятно, немногие интересовались творчеством Мартина Скорсезе, но смысл всем понятен. А еще — у него синяк под глазом, на который можно сделать компресс».

На картинку уходит 10–15 минут, просто сам процесс передумывания остроумной и красивой идеи может занимать много месяцев. Хотя сейчас, как мне кажется, наработал методику. Например, недавно делал заказ в подарок на 8 Марта — значки улиц Гагарина и Попова. Сам Гагарин украшает и конфеты, и все что угодно. Хотелось избежать банальщины. Ведь Гагарин — это не только человек, но и птицы гагары. И Попов — это ведь не только памятник радио, но и попы. Они могут быть намного красивее бородатого мужика.

«Площадь Обороны я обдумываю уже лет 15. Это же очень круто — место так и называется: площадь Гражданской Обороны! Логотип напрашивается сам, все очевидно».

Когда рисовал Автик — понял, там нельзя без Щорса! Автик — такое романтическое место: встречи, расставания, проституция, опять же, куда без этого. Нужно было вписать в лого девушку. Когда-то я видел такой шрифт сильно декоративный, созданный на основе изгибающихся девушек. Как ее поместить, было не очень понятно; зато когда я изогнул ее в форме буквы «А» — все встало на место. А когда рисовал вокзал — вспомнил «Анну Каренину», меня в свое время очень впечатлила эта история.

«Анна Каренина — это очень четко, она поджидает прибытия поезда на вокзале. Во-первых, прибытие поезда — это точка отсчета. И в книге я не помню, чтобы четко было обозначено это место смерти — почему бы и не Екатеринбург?»

На Малом Конном у меня когда-то жила девушка. Вслушайтесь в название: Малый Конный — круто, что есть такое место. Хотелось сделать для него маленькую лошадку от Найка Борзова, но она связана с кокаином, так что пришлось от этой мысли отказаться. Когда я стал раскрывать тему, нашел мультик, где было много маленьких пони — не знаю, популярен ли он в России. Сильный образ, решил я. И я решил сделать розовых пони — это мило и забавно, девчачья картинка.

«Я часто использую мультяшный стиль, главное — выбрать жанр, в котором буду рисовать».

Мне часто пишут с просьбой нарисовать тот или иной район, встречаются довольно странные самоназвания. Один из комментаторов написал мне про небольшое место — ГАРЭМ. Есть Пехота, Сортировка и Вокзал. Между ними есть несколько странных улиц — Артинская, например. По сути это промзона — там склады. Мы когда-то гуляли там пешком — сталкера можно снимать. Летом там прямо увлекательно, а в остальное время — в леденящем кровь состоянии, в хрущевках люди живут. Место это самоназвалось ГАРЭМ. В 90-е о нем ходили легенды — о межрайонных драках, мол, «из ГАРЭМА парни пришли». И таких самоназванных районов очень много — есть у нас Веер, Флюс или даже Уктус.

«Пионерка для меня — романтичное место, я жил там с девушкой. Но даже если бы я абстрагировался от личных ассоциаций, не думаю, что картинка была бы другой. Ведь Пионерка — само по себе яркое слово, которое круто звучит».

Самым личным стал логотип Пехоты, конечно, ведь я там проводил больше времени, чем где-либо еще. На картинке изображена районная байка. Вспомним, что Пехота — географическое образование, зажатое между Уралмашем и «Таганским рядом». И единственной ее архитектурной особенностью являются повторяющиеся модульные конструкции из 16-этажных зданий. И все их называют то «три брата», то «три богатыря» или «три товарища». Так что я нарисовал «Адидас». Во-первых, это в какой-то степени визитная карточка «Таганского ряда». Во-вторых, население там в последнее время колоритное. В благотворительной столовой собирается много бомжей, их там кормят, там снимают квартиры торговцы с рынка. У нас, на Пехоте, уже близко к таганскому кварталу, так что они там освоились. На Сортировке есть вьетнамские кварталы. Многие говорят про то, что в Европе есть районы, заселенные определенными национальностями. А это есть и у нас тут, так же. Когда-то во Францию приехали арабы — как жители колонизированных республик, а к нам — узбеки, киргизы. Не знаю, как к этому относиться. Думаю, что все же это, скорее, круто.

«Удивительно быстро сменилось на Пехоте население — стали все приезжие. Вроде бы в самом районе ничего архитектурно не поменялось — нет новых домов, нет новых кафе национальной пищи, но бывает, едешь в маршрутке — и говорят все на чужом языке. И чувствуешь себя в Казахстане — как будто я приехал в другой город, а я просто остановок 5 проехал на самом обычном общественном транспорте».

Легализовать логотипы не хочу. Не так давно были и комментарии от правительства, не очень одобрительные. Так что мне не хотелось бы вести серьезный диалог с властью на эту тему. Это неформальные дела, которые я не хотел бы формализовывать.