Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Последний поэт: почему в поэтических клубах Екатеринбурга нет души

11 марта 2013, 19:28
Последний поэт: почему в поэтических клубах Екатеринбурга нет души
Фото: Алиса Сторчак; 66.RU
Игорь Кынкурогов, поэт и по совместительству организатор поэтических вечеров Екатеринбурга, рассказал Порталу 66.ru, откуда на сцене появилась «кадровая текучка» и зачем молодые поэты дышат дымом.

Три молодых поэта в лице Игоря Кынкурогова, Алексея Романенко и Дмитрия Огнева, помыкавшись по поэтическим клубам Екатеринбурга, поняли: везде одно и то же. Шумные «тусовки», сигаретный дым, люди, которые могут слышать, но не умеют слушать, и решили доказать простую истину: хочешь что-то сделать — делай это сам.

Накануне открытия один из идеологов нового клуба Игорь Кынкурогов рассказал корреспонденту Портала 66.ru, чем новый поэтический клуб «Три топора» будет отличаться от своих безликих товарищей. Сегодня вечером — открытие. Со сцены читает Евгений Ройзман и другие, более или менее интересные ребята. Получится или нет — решать вам.

По мнению Игоря Кынкурогова, несмотря на обилие поэтических клубов податься в Екатеринбурге некуда: везде один формат и одни и те же лица.

— В городе много поэтических клубов, но все они чем-то не нравятся. Я сам иногда пишу и читаю, делал это в разных проектах как нашего города, так и Москвы, и есть у них ряд особенностей, которые выглядят довольно трагично. Мало внимания поэтам. Народ приходит туда потусоваться, и вместо того чтобы слушать выступающих, галдят, кричат. Поэзии там немного — есть тусовочка. Поэт зачастую элементарно не успевает представить себя, если у него есть такое желание. Мало информации о нем самом — кто он, о чем думает, что думает, зачем он сюда пришел. Например, на «Чтецах» было неплохо, но текучка огромная. Допустим, 20 поэтов за вечер — по 5 минут на человека. Ни имени, ни фамилии не запоминается…

«Я не могу говорить о провале других проектов, ведь многие из них продолжают жить. Но дело в том, что нам самим в первую очередь не очень нравится, как это выглядит».

Я считаю, что сейчас это популярно. Поэтические проекты в городе растут как на дрожжах. Их уже больше пяти точно, а значит, это востребовано. Ну, а раз людям это нравится, мы решили поэкспериментировать и с форматом, и с наполнением, чтобы было что-то, что будет нравиться хотя бы нам самим.

Нас трое, все трое — поэты, Игорь Кынкурогов, Алексей Романенко и Дмитрий Огнев. Как любит вспоминать один из наших идеологов Алексей Романенко, один из режиссеров сказал: «Я хотел посмотреть такой-то фильм, но его не было, поэтому я его снял». У нас то же самое. Мы бы хотели выступать в таком клубе, но его не было, и мы сделали его сами. Мы познакомились, обменялись мнениями о том, что происходит на молодежной поэтической сцене Екатеринбурга, мнения эти совпали. И вот, когда мне позвонил человек и сказал: «Мы открыли новый бар, хотим вечер поэтов, не знаешь, кто может такое организовать?» — я сказал: «Я смогу». Хотим сделать иначе — и сделаем.

«Три топора» — три поэта, решившие встряхнуть тонкий поэтический мир Екатеринбурга. Серьезный характер ребят виден по стиху одного из идеологов движения Дмитрия Огнева:

Что случилось? Что побудило отказаться от движения?
Страх быть непонятым… неудачи… потери?
Та ли горячая душа зажглась в нашем теле
И так же ли мы преданы своей истинной вере?

Подумай о своем движении Здесь и Сейчас,
Зачем и в каком направлении ТЫ движешься?
Внутри каждого из нас свой Иисус распят,
За что-то пострадав, а мы боимся, нежимся.

Выбирай свой путь и, не сомневаясь, иди и жми,
Не сворачивая, будь непоколебимым!
Пойми, много непознанного встретится на пути,
Не забудь, что внутри каждого из нас недюжинный сгусток силы!

Наши правила делают жизнь для поэтов намного удобнее. Запомни: у сцены нельзя курить — в соседнем зале можно, у сцены — нет. Во-вторых, кричать и говорить во время выступления — нельзя. Между выступлениями — можно. В-третьих, у каждого поэта будет презентация с некоторой информацией о нем, рассказывающая о его достижениях и творчестве. Мы будем транслировать такие презентации на экране с проектора — такой фишки еще ни у кого нет. А еще — после каждого вечера, если вам что-то понравилось, сможете подойти к поэту и сказать: «Гражданин поэт, мне нравится, дайте мне текст, пожалуйста», — и получите листы с нашим фирменным логотипом. В результате к концу года у тех, кто будет регулярно посещать наши вечера, образуются сборники, которые они составили для себя сами.

Концепт основной в том, чтобы изменить поведение поэта на вечере и изменить то, что делают зрители. По структуре вечер будет состоять из скетча от нас троих, который будет задавать формат и тему вечера. Потом будет выступление от «избранных поэтов» — это те, кто раньше о себе заявлял и уже как-то известен. Третья часть — свободный микрофон, когда выступают все желающие. Хотелось бы выйти из узкой «поэтической тусовки» — мы еще ищем своего слушателя. Ориентируемся как на традиционную аудиторию для таких вечеров, так и на более взрослых, искушенных людей.

Основные правила клуба: слушать молча и не курить у сцены. Главный человек на вечере — сам поэт.

Читать я всегда любил, писать никогда не пробовал. В детстве только какую-то ерунду сочинял. Лет в 20 внезапно попытался написать что-то серьезное — и понравилось. С тех пор периодически пишу и дальше. До сих пор стихи моих друзей нравятся мне гораздо больше, чем мои. Может быть, с друзьями повезло? Среди них — Евгений Ройзман, почетный гость на нашем мероприятии. Читать его интересно, особенно интересно это делать, зная, какой это человек, зная, что это человек, у которого что-то есть за душой.

Стихи для грядущих вечеров приходят постоянно. Люди присылают заявки с текстами, которые хотели бы почитать. Обычно мы читаем тексты втроем. Если хотя бы двум из нас понравилось — текст берем, если же никому — значит, в нем действительно все печально. Есть минимальные требования к тексту: он должен быть красивым, содержательным, объективно нравиться. Основное, что привлекает лично меня, — когда поэту на самом деле есть что сказать. Бывает, что мы наблюдаем на поэтическом вечере человека, который ловко складывает слова в строчки и эстетично это делает, но непонятно, что у него за душой. Что он пережил, зачем это все. В этом плане стихи человека, который что-то представляет собой как личность, будут интереснее, даже если такие стихи хромают. Замечу: если человек не проходит отбор, он все равно может попробовать выступить на свободном микрофоне. Запись на следующие вечера уже идет.

Даже если «Три топора» зарубили твое творение — у тебя еще есть шанс, свободный микрофон в конце вечера открыт для каждого. Зрители рассудят.

Современная поэзия лично для меня — отдушина среди серых будней. А также множество попыток людей изменить мир к лучшему, сделать его красивее и светлее. Я сам еще стремлюсь занять свое место в этом небольшом мире. Тем — великое множество, невозможно выделить ни одну, ни 10 тем, на которые в основном бы читали екатеринбуржцы. Читают обо всем на свете. Лично у нас первая встреча будет посвящена поэзии и месту поэзии в мире: кто, зачем, почему, как. Дальше посмотрим.

Поэтические встречи «Три топора» будут проходить раз в месяц или раз в 2 недели в «Гагарин баре» (ул. Малышева, 40), первая — сегодня, 11 марта, в 20:00. Слушателей ждут три ступени: скетч, избранные, свободный микрофон.