Раздел Отдых
6 ноября 2012, 10:00

«Облачный атлас»: и драма, и киберпанк от создателей «Парфюмера»

«Облачный атлас»: и драма, и киберпанк от создателей «Парфюмера»
Фото: www.kinopoisk.ru
8 ноября выходит фильм от режиссеров «V — значит вендетта» и «Матрицы», который может поделить историю мирового кинематографа на до и после. Нам удалось побывать на предпремьерном показе «Облачного атласа». Поверьте, такого вы еще не видели.

Фильм «Облачный атлас» — это захватывающий эпос, снятый по одноименной книге Дэвида Митчелла. В его основе лежат шесть историй, исполненных в разных жанрах (детектив, фантастика, фэнтези, психологическая драма, приключения, киберпанк) и исторических плоскостях. Есть здесь и золотой XIX век, и наши дни, а заканчивается все, как и положено, закатом великой цивилизации. Несмотря на неоднородность материала, каждая история связана одна с другой и невозможна вне контекста, обозначенного авторами картины, Ланой и Энди Вачовски и Томом Тыквером. Режиссерам «Матрицы», «Парфюмера» и «V — значит вендетта» удалось сделать действительно что-то новое. Поверьте, этот фильм вас поразит.

Читавшие книгу Митчелла сразу заметят, что многие сюжетные линии сокращены, а некоторые приобрели иную тональность. Актеры делают паузы совсем не там, где поставил точку Митчелл, находят юмор или гнев в диалогах, где их не было. Так что постарайтесь забыть о том, как вы представляли себе некоторых героев, и просто примите реальность, предложенную Холли Бери, Томом Хэнксом, Хьюго Уивингом, Хью Грантом и Сьюзан Сарандон.

Видео: www.kinopoisk.ru.

Действие одной из самых захватывающих частей фильма разворачивается в Сеуле 2020 года. Как и в любой антиутопии, здесь представлена доведенная до крайности модель развития современного общества. Эта фантастическая часть отсылает к известным экранизациям романов Брэдбери и Оруэлла. Можно заметить и параллели с Замятиным. Главная героиня, девушка-клон Сонми, работающая в закусочной папаши Сонга, подобно О у Замятина, вдруг начинает чувствовать больше, чем ей положено. Впрочем, эта история не лишена и доли революционной романтики.

Есть здесь и элементы киберпанка (искусственно созданные существа, которые используются в качестве рабов, киберпространство и влиятельные крупные корпорации). Великолепно нарисованные фантастические городские трущобы в постапокалиптическом стиле противопоставлены глянцевому блеску капсул прислужниц, одетых в одинаковые ярко-розовые шорты и синие безрукавки, и безоблачному миру потребителей — посетителей закусочной, так напоминающей современные фастфуды, вроде «Макдональдса».

Некоторые сцены отталкивают своей натуралистичностью: безжизненные обнаженные тела девушек-клонов, отслуживших свое на благо потребителей, покачиваясь, движутся по заданному алгоритму на железных крюках под высоким потолком, словно куриные туши, а затем их рубят на мелкие кусочки. Масса, полученная из отработанных прислужниц, становится источником питания для их подруг.

Стоит увлечься этим миром, как вдруг режиссеры погружают нас в другой, с совершенно иными стилистикой и языком. При этом все сюжетные линии тесно переплетены. Например, народ из долины Га-Уаэ поклоняется Сонми, почитая ее за богиню. Один из представителей закатившейся цивилизации — козлопас из Га-Уаэ, которого играет Том Хэнкс. Собственно, с него начинается фильм, от его лица рассказана история.

Эта роль, пожалуй, одна из лучших ролей Хэнкса. Человек с первобытным мышлением, раздираемый внутренним демоном. Впрочем, это не единственная роль, удавшаяся Хэнксу в этом фильме.

Он сыграл еще и отвратительного корабельного доктора, который травит богатых джентльменов, а пока они корчатся в страшных муках, ловко срезает золотые пуговицы с их кафтанов и мечтает о скорой смерти пациента. На этот раз время действия — середина XIX века.

Не менее интересен и пациент Хэнкса — молодой адвокат, возвращающийся в США из Австралии. Он мечтает о скорой встрече со своей молодой женой и старательно ведет дневник, в котором фиксирует все, что с ним происходит.

Этот дневник с упоением будет читать главный герой другой истории — предприимчивый молодой человек, живущий в Европе между мировыми войнами. Он торгует своим телом, чтобы найти средства к существованию, а между этим сочиняет музыку. Роберту Фробишеру суждено создать великое произведение, которое он назовет «Облачный атлас». Этот секстет станет главной темой фильма.

Режиссер Лана Вачовски (на самом деле ее зовут Лоуренс) раскрывает в этой истории одну из больных точек современного общества — толерантности к сексуальным меньшинствам. Композитор Роберт Фробишер, несмотря на свою прижимистость и даже расчетливость, оказывается крайне романтичным юношей, который не забывает писать сентиментальные письма своему любовнику. У авторов фильма он вышел более обаятельным и приятным юношей, чем в книжной версии. Его гомосексуальность становится проклятием: если об этом узнают в обществе, на будущем композитора можно смело поставить крест.



Секстет «Облачный атлас» — еще одна ниточка, которая связывает истории между собой. Именно эту пластинку разыскивает журналистка из Калифорнии (Холли Бери), начитавшись старых писем Роберта Фробишера. На дворе — 1970 год.

Луиза Рей — героиня самого настоящего детектива, которая настойчиво копает под крупную корпорацию, пытаясь вывести на чистую воду очень влиятельных и опасных людей. В этой истории есть несколько действительно захватывающих сцен. Чего стоит хотя бы полет темно-зеленого «Фольксвагена» в реку и чудесное спасение Луизы из металлического плена.

Есть в этом кинематографическом секстете и комичная история про издателя, который скрывается от кредиторов, а оказывается в доме для престарелых. Милый неудачник Тимоти Кавендиш — герой наших дней, внезапно срывает банк, но тут приходят кредиторы и требуют свою часть гонорара. Издатель вспоминает юность, первую любовь, и тут зритель вот уже в который раз видит родимое пятно в виде кометы (оно есть у всех главных героев описанных историй). Это не единственная деталь-связка, объединяющая истории в одно целое. Искать их в течение всего фильма станет особым удовольствием.

Досмотрев фильм до конца (он длится около трех часов), понимаешь, что главные герои картины — это не персонажи, а то, что скрыто в области их чувств. В основе фильма лежит идея о реинкарнации души. Идея, заложенная еще в книге, была поддержана режиссерами сразу на нескольких уровнях. Каждый актер сыграл в фильме по несколько ролей, как, например, Холли Берри, на счету которой шесть персонажей. Правда, в некоторых сценах, не зная заранее, вы ни за что ее не узнаете. Еще один прием — те самые одинаковые родинки в форме кометы.

Связующим звеном становятся смысловые точки, в которых резко меняется жизненный сценарий людей, живущих в разное время (их падение или озарение). В такие моменты герои оказываются перед выбором: стать свободными (в решающий момент звучат слова Солженицына: «Но человек, у которого вы отобрали все, — уже не подвластен вам, он снова свободен») или жить в ограниченном мире, запрограммированном кем-то другим. Предать или пожертвовать жизнью ради спасения друга. «Каждый проступок, как и каждое доброе дело, рождает наше будущее», — упорно твердит нам закадровый голос. Потому что, по идее авторов фильма, все взаимосвязано.

Благодарим ККТ «Космос» за приглашение на предпремьерный показ.

Тел. для справок 253-88-27.