Раздел Отдых
20 февраля 2012, 07:41

Интервью-концерт: Игорь Растеряев о комбайнерах, митингах, подлости

В Екатеринбурге уже второй раз выступил самый, пожалуй, самобытный артист современности.

Удивительно: он на сцене уже два года, но все еще не спел дуэтом со звездой, не вышел на лед, не выступил ни на одном трендовом митинге и даже не женился на какой-нибудь стареющей примадонне!

Я наблюдаю за ним давно и никак не могу разгадать этого парня: вроде, пригламуренный столичный артист, а, вроде, — паренек с соседнего хутора. Может рвать меха гармошке, а может взять гитару и сыграть «под Высоцкого»: сольно, в приглушенном свете клуба.

Выступление, пусть и случайно, состоялось в непростое время: накануне известного события 4 марта. И вот Растеряев один, без миллионных бюджетов и искусственно согнанных митингов, может все рассказать про быт, думы и чаянья простого народа.

Если бы я писал школьное сочинение, то непременно раскрыл бы «образ родины в лирике Растеряева» и загадочную русскую душу. Будь это дипломная работа для филфака, уместно было бы вспомнить славянофильскую идеологию Аксакова, найти схожесть творчества Растеряева с лирикой Кольцова, а напоследок сказать, что со времен Есенина так о русской глубинке никто не пел.

Но добавлять ничего не хочется: пусть Игорь все сам расскажет читателям нашего портала. В том числе — песнями.

Игорь Растеряев — Медведица

Мы встречаемся после концерта в не самом «колхозном» ресторане города. Игоря тут же обступают поклонники с просьбой о фото и автографе. С заминкой, но начинаем.

— У тебя есть какой-то райдер?
Только по технической части. Там требования прописывал специалист, который с Дельфином работает. Он все указал, какие дожны быть микрофоны и сколько.

— А по части гостиниц, ресторанов?
Ой, нет! Тут я никаких условий не ставлю. Главное, чтоб все поместились. Мы нередко на гастроли с отцом ездим.

— А отец у тебя продюсер или директор?
Нет, он просто художник. Иногда помогает на гастролях. Гармошек две, сдавать в багаж нельзя — расколотят. А чтобы вместилось в ручную кладь, нужны два человека.

— Кто занимается для тебя организацией концертов?
Чаще всего напрямую мы сами. Иногда нас приглашают — пишут просто на электронную почту и все.

— Ты на эстраде уже два года...
... нет, я не на эстраде.

— То есть ты не причисляешь себя к эстрадным исполнителям?
А это кто такие?

— Ну, Стас Михайлов, Филипп Киркоров.
Не, я с ними не знаком, мы разные вещи делаем. Эстрада — это что-то такое... веселое. А у меня какое веселье: песни про кладбища да войну.

Игорь Растеряев — Ромашки

— Песни легко у тебя рождаются?
Нет, некоторые буквально выстраданы. Легко получается только мелодия. А дальше начинается долгая-долгая работа над текстом. Некоторые песни пишу год и более.

— А что делаешь, чтобы пришло вдохновение?
Да ничего не делаю. Жду, когда оно придет, и все. Легко из меня вылилась только песня про «Комбайнеров». И то, она была довольно старой. Удивительно, что она выстрелила. Я ее исполнял задолго до того, как про нее узнала широкая публика.

Игорь Растеряев — Комбайнёры

— Популярность правда пришла к тебе внезапно? Или все-таки делались какие-то шаги по продвижению первого «клипа» на YouTube?
Нет, шагов никаких однозначно не делалось. Мой кореш записал это видео и выложил на «Ютьюб». Я даже не знал тогда, что это такое. И эта песня выстрелила, но не сразу, а через полгода. Он ее еще весной выложил, а популярность у нее появилась только в августе. Думаю, что тут кто-то из блогеров помог, продвинул.

— Как в Раковке отнеслись к этому видео и как относятся к тебе сейчас? Ты ведь их на всю страну прославил.
Да также относятся. Песню-то они знали и раньше. Я ее пел даже на Дне поселка. Ну, тоже удивились, что такая популярность пришла. Не ожидали.

Игорь Растеряев — Раковка

Сейчас ты стал довольно популярен. А в стране шевеления идут: люди митингуют, бунтуют... Тебя не приглашали под чьи-нибудь знамена? Скажем, выступит с речью и песней на оппозиционном митинге или на митинге за действующий режим?
Предлагали. И неоднократно. Звонили какие-то люди, ссылались на какие-то фамилии. Я, честно говоря, даже не запомнил, кто и как. Но я наотрез отказывался, потому что мне это неинтересно.

— Но это же деньги хорошие...
Я ими не особо озабочен.

— И просто помитинговать не ходишь?
Да нет, не интересно мне это — и все тут.

— Очень странно! К нам тут недавно Расторгуев приезжал, пел и агитировал за одного из кандидатов.
Ну, может, он и вправду искренне это делал?

Игорь Растеряев — Ночная прогулка

Как тебя встречают в разных городах?
Да, на самом деле, одинаково везде встречают. Хорошо!


— Не удивляет, что городское и зачастую достаточно обеспеченное население фанатеет от твоих песен про ромашки, комбайны и деревню? Для них, казалось бы, это далекие темы.
Почему далекие? Все русские люди очень похожи. Тем более что почти все не два, так три поколения назад вышли из деревни. Потому все прекрасно понимают, о чем я пою.

— Москвичи на тебя не обиделись, когда ты спел «И пускай там пид*сы беснуются в Москве»?
А чему там обижаться? Я же не про всех москвичей это сказал. А уж что есть, то есть... Потому в столице меня очень хорошо всегда встречают. С москвичами вообще приятно даже работать: у них хватка есть, они делают все качественно. Потому туда все и стремятся.

Игорь Растеряев — Русская дорога

— Не только в Москву стремятся. Кто-то предлагает «валить из Рашки». Поддерживаешь такие настроения?
Я? Валить? Нет! Кому я там нужен — со своими песнями про деревню и комбайнеров.

— У тебя, кстати, на эту тему (эмиграции) вчера на концерте шикарная песня прозвучала...
...что, правда, шикарная?
— Да, великолепная песня. «Веселей», да, называется?
Да. Спасибо! Она относительно новая, недавно стали ее играть.

— Расскажи про историю ее создания.
В ней рассказывается про двух моих старинных предков. Мы ж из казачьего племени-то. Ну так вот. Во время гражданской войны казаки на пару с белыми отступали, но их в одном месте прижали. И один мой предок был совсем — без вариантов: на расстрел. И он решил бежать во Францию. А у второго шансы спастись были, он не стал отплывать вместе с ним. Хотя тоже горя потом хапнул, конечно. Вот об этом и песня: «Мне в родной степи умирать веселей».

— То есть ты и эти современные настроения эмигрантские в целом не поддерживаешь?
Да нет. Хотя, может, у кого-то и есть такая необходимость.

Игорь Растеряев — Дыши (cover)

— Что для тебя как артиста важно и первостепенно: слава, деньги, любовь публики?
Для меня? Важно, чтобы мандраж перед концертами не проходил. Обычно даем мало концертов, с большими промежутками. И каждый раз перед выходом на сцену я трясусь. Когда перестану, это значит — пошел «чёс», выхожу в тираж. А этого мне не надо. Потому очень важно, чтобы трясло перед выходом.

— Ты как-то написал саундтрек к мультфильму про богатырей. Не поступало предложений повторить такой опыт?
История там неприятная была, конечно. Один человек с той студии знаком с моим отцом. Ну, вышли на меня, попросили написать им песню. А у меня как раз и мелодия была готовая уже — такая, легкая. Чтобы после «Ромашек» не грузить публику.

Предложили контракт, ну, я им записал на студии песню. А они и говорят: «Давай нам все права на песню: чтобы мы могли менять аранжировку, исполнителей, слова произвольно». Денег дали две копейки буквально. Ну, деньги-то ладно. Но они попросили все права на песню.

А мне оставили только право включить песню в свой альбом и разрешили исполнять ее на концертах, добавляя, что песня написана по заказу для такого-то мультфильма. Ну, я их послал, конечно. Не готов я так сотрудничать.

Игорь Растеряев — Глинище

— Еще у тебя была какая-то неприятная история с «Комбайнерами»?
Это было в самом начале, когда песня «Комбайнеры» еще только сработала. Поступило предложение от комитета по молодежной политике снять клип на эту песню. Нам с другом Лехой Ляховым тогда казалось, что в любой нормальной стране комитет по молодежной политике занимается молодежной политикой. Мы туда пришли, они нам говорят: «Сделаем вам бесплатно клип!»

Ну, давайте сделаем. Но у нас есть несколько условий: мы хотим, чтобы снималось все в Раковке, чтобы в клипе задействованы были наши пацаны из Раковки, их комбайны. Они сказали, что без проблем, и сняли мы этот клип.

Потом они присылают мне какую-то попсятину голимую. В основном, в плане аранжировки. Я им под гармошку честно записал песню, а они убрали гармошку и в итоге сделали какую-то электронную танцульку. Я позвонил и сказал, что запрещаю использовать песню, потому что это вредительство какое-то. Тут же смысл не чувствуется!

Они перемонтировали и прислали второй вариант. Видимо, для того, чтобы я согласился с первым. Потому что во втором варианте все было еще хуже! Я сказал им что все: блокирую эту идею. Они сделали хитро: выбросили это видео в интернет. И оно даже по просмотрам почти догнало оригинал, снятый на телефон! Многим этот вариант не понравился, но есть и те, кому очень понравилось такое исполнение — особенно в Раковке.

Мы долгое время внимания на это не обращали, но когда они с этим роликом пустили какую-то свою рекламу «Селигер»-не «Селигер», мы написали администрации YouTube, чтобы это видео удалили.

И вот с тех пор я в этих политических играх не участвую. Но не потому, что я был изначально чем-то таким накачан, убежден, что, вот, «Наши» — это плохо или что-то еще. Нет, просто я лично с этим столкнулся, и мне не понравился такой подход. Когда тебя как пешку используют для своей игры, это неправильно, понимаешь? Потому что вот тут человек реально поверил, что будет живая гармошка, и будет клип, который реально прославляет труд этих пацанов. Что и должен делать комитет по молодежи! А они... делают все, что хотят: подгоняют под попсовый формат, еще что-то...

Игорь Растеряев — Георгиевская ленточка

— Что думаешь в ближайшие месяцы делать? Новый альбом пишешь, или продолжишь с концертами ездить?
Скорее всего, с концертами пока. С альбомом, видишь... Надо еще допечатать тираж первой пластинки. Вот у вас мы распродали почти все остатки, лежит еще только партия дисков на Салехард. Надо будет допечатать тираж первого альбома, скорее всего, добавив туда гитарные песни авторства дядьки Василия Мохова.

Со следующим альбомом пока не знаю. Может, будем писать его не в студии, а сделаем концертную сборку. Потому что студийная запись — это все равно не то: эмоций нет! На концерте пусть у тебя где-то пальцы соскочили, слажал, но зато все на эмоциях, на кураже с публикой.

Игорь Растеряев — Ночь перед Рождеством (Сектор газа cover)

Благодарим Tele-Club и бар ПодZемка за помощь в организации съемки и интервью

Кирилл Зайцев для 66.ru
Фото/видео автора