Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вопросы остались: что должна изменить в нашей жизни история потерявшегося в лесу маленького Димы

Вопросы остались: что должна изменить в нашей жизни история потерявшегося в лесу маленького Димы
Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области
История с пропавшим в лесу под Рефтинским четырехлетним Димой Песковым, к счастью, закончилась хорошо. Но в то же время остались вопросы к ее главным и второстепенным героям. Выводы о случившемся — в авторской колонке корреспондента 66.RU Алексея Землякова.

На пятые сутки после пропажи Диму Пескова нашли, и это счастье. Однако ощущения от всего произошедшего остались двоякие, и нет уверенности, что такое не повторится. Сейчас, когда всё закончилось и Дима находится под присмотром медиков, важно понять, как сделать так, чтобы малолетние дети больше не терялись. А если и терялись — то чтобы их находили и оказывали помощь максимально быстро и профессионально. Вот какие выводы напрашиваются в первую очередь.

Родители всегда будут первыми подозреваемыми

Сразу после сообщения о пропаже ребенка силовики начали проверять на причастность родителей. Сначала маму и папу Димы допросили и проверили на детекторе лжи в полиции. Когда Следственный комитет завел уголовное дело, проверили еще раз — уже эксперты СК. Вот что рассказывала корреспонденту 66.RU на третий день поисков бабушка Димы.

Зоя Шайнурова, бабушка Димы:

— Андрея сразу же забрали в полицию. Вернувшись с допроса, он сказал, что его там сильно избивали и спрашивали, куда он спрятал труп ребенка.

А вот как отреагировал на соответствующий вопрос журналистов отец Димы, Андрей Песков, у которого, кстати, было три судимости — за воровство и незаконный оборот оружия.

Силовики, конечно, всё опровергли, а двойную проверку на полиграфе назвали «обычной практикой». Получается, любой родитель, который заявит о пропаже своего ребенка, должен быть готов к тому, что он первым попадет под подозрение. Это факт.

И даже с учетом того, что мальчика нашли живым, родителям еще может грозить уголовная ответственность за случившееся. По словам следователей, статью 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности») могут переквалифицировать на 156-ю («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») или 125-ю («Оставление в опасности»).

Детей нельзя выпускать из вида ни на секунду

Вне зависимости от того, понесут ли родители Димы наказание по закону, с точки зрения здравого смысла они не правы. Палатку и место, куда мальчик с отцом отошел порыбачить (или за дровами) разделял всего десяток метров. Этого расстояния хватило, чтобы четырехлетний мальчик, в чем в силу возраста его сложно обвинить, заблудился. О произошедшем метко высказалась на своей страничке в Facebook психолог Анна Кирьянова.

Анна Кирьянова, психолог:

Вопросы остались: что должна изменить в нашей жизни история потерявшегося в лесу маленького Димы

— Не выпускайте из виду. Дети пропадают моментально, за секунду — вот был рядом, вот нет его! И злых людей с конфетами и котятами немало, — и мне лично плевать — извините за грубость — на советы «отпускать одного», «приучать к самостоятельности», «отцепить от своей юбки». Пусть своих приучают и отцепляют, хотя тоже не надо бы. Ребенок на то и ребенок; у него даже мозг до конца не сформировался, понимаете?

Надеемся, эта история станет уроком для всех родителей.

Нельзя быть равнодушными

В этой истории были еще рыбаки, которые располагались неподалеку от лагеря Песковых и видели Диму в самом начале его скитаний. Мальчик вроде бы даже подходил (или заходил) к их палатке, но взрослые люди, видимо, даже не поинтересовались, почему маленький мальчик ходит один по берегу. Чего стоило это равнодушие, известно.

Запомните: вертолетов у свердловских спасателей нет

На второй день поисков пресс-служба регионального МЧС отчиталась, что вертолет к операции не привлекают — якобы из-за густой растительности сверху ничего не видно. В то же время спасатели активно использовали коптеры. Однако на пятые сутки, когда еле живого мальчика все же удалось найти и стало понятно, что для его эвакуации нужен вертолет, начало происходить что-то странное. Складывается ощущение, что ребенка уже не планировали найти живым.

Сначала пресс-служба МВД отчиталась, что вертолет ищут. Позже появилось сообщение уже от МЧС, что за Димой из Каменска-Уральского вылетел Ми-8 Минобороны. Но потом его развернули. В итоге вертолет Центра медицины катастроф спустя шесть часов после обнаружения Димы Пескова приземлился возле больницы Асбеста, куда малыша доставляли на автомобиле.

Представитель МЧС потом назвал это «хорошим межведомственным взаимодействием» и пояснил, что вертолет самих спасателей вообще сейчас тушит лесные пожары в ХМАО. Виной всему — реорганизация, о которой мы писали за несколько месяцев до этого случая.

Никогда не нужно отчаиваться

Диму Пескова, как известно, нашли на пятые сутки. С каждым днем число людей, задействованных в поисках, увеличивалось. Но обратно пропорционально уменьшалась и надежда на то, что мальчика удастся найти живым, да и вообще — найти. История рисковала закончиться так же, как и два года назад в селе Михайловское: полуторагодовалую Сашу Золотину, которая одна гуляла по двору своего дома, а потом исчезла, в итоге так и не нашли. В какой-то момент спасатели, водолазы и волонтеры отчаялись и сочли поиски бессмысленными. Здорово, что в этот раз никто и не думал сдаваться.

Не сдавался и сам Дима. Участники поисковой операции рассказали, что мальчик прошел через такие места, где с трудом пробирались взрослые экипированные люди. Покусанный клещами и комарами, испуганный и, вероятнее всего, еще плохо оценивающий происходящее ребенок до последнего пытался найти выход. Он ел траву, пил воду из болота и ждал, что его найдут.

Волонтеров нельзя недооценивать

За судьбой Димы Пескова следила вся Свердловская область. Большинство граждан оставляли комментарии сочувствия и надежды в соцсетях. В числе штатных спасателей, военных и полицейских, непосредственно участвующих в поисковой операции, были и добровольцы.

Девушки-координаторы из поисковых отрядов «Лиза Алерт» и «Сокол» не спали сутками, формируя экипажи волонтеров, которые вызывались отправиться на берег Рефтинского водохранилища. Помимо предупреждений о том, что поиски пропавшего ребенка — это не веселая прогулка, поисковики просили брать с собой резиновые сапоги, рации, навигаторы и фонари.

Показательно, что Диму нашел парень-доброволец из отряда «Сокол» — Павел Карпенко. Вообще отряды добровольцев регулярно ищут пропавших без вести. Они тесно контактируют с полицией и МЧС и часто именно их действия оказываются решающими. Властям неплохо бы задуматься о помощи волонтерам — хотя бы в закупке оборудования.

Доверяйте интуиции

Павел Карпенко нашел Диму Пескова, по сути, случайно. По его признанию, он ослушался приказа командира поискового отряда и пошел немного в другую сторону, где и увидел ту самую березу, под которой лежал ребенок. Пашу привела туда интуиция — не иначе. А значит, иногда ей стоит доверять даже в ущерб исполнению изначального плана.

Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области; архив 66.RU; видео: 66.RU