Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Вы идете за деньгами не по адресу»: Андрей Бриль — о метро, Большом Екатеринбурге и комфортной среде

21 декабря 2016, 10:00
Колонка
«Вы идете за деньгами не по адресу»: Андрей Бриль — о метро, Большом Екатеринбурге и комфортной среде
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Главный представитель девелоперского сообщества рассказал, с какими трудностями столкнутся создатели агломерации и почему частный бизнес не готов говорить о «комфортности среды обитания».

Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» представил свой проект развития Большого Екатеринбурга. Эксперты из Москвы в цифрах и картинках представили, как будет выглядеть агломерация к 2035 году. В ответ полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и в Свердловской области Андрей Бриль задал один главный конкретный вопрос: «За чей счет праздник?». Портал 66.ru публикует выступление спикера:

— Все то, что рассказал Владимир Трояновский (заместитель генерального директора «Гипрогора», — прим. ред.), очень правильно. Поскольку я представляю Гильдию управляющих и девелоперов, то очень внимательно слежу за этим проектом. Мы поддерживаем проект по созданию агломерации и благодарны коллегам из «Гипрогора», понимаем, насколько это тяжелая и большая работа. Но я бы хотел сказать о тех сложностях, которые вы будете иметь, работая с нашим экспертным советом.

Хорошо, что более-менее понятно, что такое агломерация и с этим спорить не надо, но нам абсолютно непонятно, как мы с вами будем оценивать результаты, которые должны получить. Мы можем нафантазировать что угодно: создание инфраструктуры для межпланетных туристов; как нам принять участие в прорытии тоннеля от Бомбея до Лондона… Но главный вопрос — за чьи деньги будет праздник?

Я который раз уже слушаю истории о том, что надо идти за федеральными деньгами, что они будут. Только мы недавно делали анализ и выяснили, кто главный инвестор в России и регионах. Существует такое деление: государство или частники; российские инвесторы или иностранные; региональные или инорегиональные; крупные или мелкие и средние. Сегодня в научной среде и общественной дискуссии главный инвестор — государство. Также нам нужны иностранцы, которые обеспечат технологическое развитие, и крупные компании. Мы подняли всю статистику Росстата и Центробанка, получилось с точностью наоборот: больше 85% инвестиций — это частные инвестиции. Соотношение объема иностранных и российских инвестиций — 5% к 95%. Соотношение крупных, мелких и средних инвесторов — 50 на 50%. Коллеги, вы все собираетесь за деньгами совершенно не по адресу!

Вы ждете, что государство вам даст какие-то деньги. Не в том даже дело, что «денег нет, но вы держитесь». Надо обращаться к частным, региональным, российским инвесторам и иметь в виду, что мелкие и средние обеспечат как минимум половину инвестиций.

Агломерация — это переход от отраслевого планирования страны к территориальному. Это принципиально другая система выстраивания госвласти, госуправления, территориального управления, системы мотивации, системы поддержки и планирования проекта. Государственно-частное партнерство — хороший инструмент. Только там всё устроено не так, как сегодня вы рассказали: не частные деньги идут за государственными, а ровно наоборот. Инициаторами всех этих проектов является частный бизнес и с помощью лоббистского ресурса они обеспечивают государственные инвестиции. Потому что крупных программ, кроме развития нефтегазового сектора, который является главным бизнесом в правительстве РФ, ничего у нас нет и быть не может. Это реальность. Понимание «на чьи деньги праздник и куда нужно обращаться» очень важно. И пока мы не поймем, куда надо идти, будет очень трудно разговаривать.

Если вы обратитесь с предложениями о финансировании проектов к нам, к частному бизнесу, я расскажу, с какими сложностями вам предстоит столкнуться. Мы, к сожалению, не понимаем разговоров о «повышении качества жизни», «комфортности среды обитания», «о транспортной доступности». Как только начинаются разговоры о неопределенных понятиях и о том, что нельзя посчитать количественно … нам сразу хочется идти работать. И не только в этом дело.

Для успешной реализации проекта агломерации власти и бизнесу придется договариваться о конкретных проектах. Сейчас очень многие принципиальные вещи, которые влекут за собой триллионные инвестиции, базируются на совершенно непонятных понятиях. Если мы говорим «комфортная среда обитания как наша великая цель» — что это? Как ее посчитать? В каких единицах? «Транспортная доступность» — это правильная история. Но дальше снова начинается сложные вопросы связанные с тем, за чьи деньги праздник.

Говоря о транспортной доступности, бывает так, что мы выбираем самый дорогой вариант. Например, строительство метро. Мы считаем, что все решено, а потом десятилетиями ждем на это федеральные деньги.

Есть достаточно короткий набор понятий, о которых надо договориться, и без которых любое проектирование очень болезненное. Мы очень поддерживаем этот проект. Просим только учесть наши вопросы, которые у нас имеются.

66.RU