Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Юрий Дворный, таможенный оператор: «Когда введут новый сбор на границе, грузовики пойдут в обход через Киргизию»

13 октября 2016, 21:30
Колонка
Директор компании, которая специализируется на услугах по пересечению границы, перечисляет последствия от нового налога.

Российские чиновники нашли способ обустроить пограничные пункты. Для железнодорожного и автомобильного транспорта, вероятно, установят плату при въезде и выезде из России. С поездов плату собираются брать за каждую тонну, а с грузовиков — в зависимости от категории товара. О каких суммах идет речь — неизвестно. Но есть расчеты Министерства транспорта, согласно которым пограничным сооружениям требуется модернизация на 250 млрд руб.

Кто больше всех проиграет от введения нового сбора? Директор таможенного оператора ЕЛТБ Юрий Дворный в колонке на Портале 66.ru подчеркивает, что идея ускорить прохождение границы — благая, но проблему не решить, улучшив только инфраструктуру.

— Давайте с самого начала. Некоторые пограничные пункты действительно нуждаются в модернизации. В этом смысле брать дополнительную плату — можно: хороший сервис никто не отменял. Но проблема не так однобока, как кажется. Боюсь, что затраты окажутся неадекватны полученным дивидендам для бизнеса. Что я имею в виду?

До сих пор никто не решил организационные вопросы на таможне. Различные международные организации составляют рейтинги приграничной торговли, где анализируется уровень комфорта ведения бизнеса. Так вот Россия в них, несмотря на заявления Путина, дорожные карты и государственные программы, постоянно плетется в хвосте.

Косметические изменения не ускорят процесс оформления бумаг на границе, а документооборот у нас забюрокрачен до предела. За что тогда, спрашивается, платить логистическим компаниям и поставщикам?

Нужно все делать в комплексе: и технически, и организационно. Есть несколько моделей таможенного администрирования, идеальный вариант — сингапурский с принципом «одно окно», где решаются все проблемы, минимальным пакетом документов и минимальным сроком их оформления. Кроме того, что-то перенесено в электронный документооборот. На сегодняшний день в России, помимо прочего, очень много контролирующих органов. Резюмирую: обустройство погранпунктов (ускорение взвешивания грузов и осмотра, увеличение числа коридоров) должно потянуть за собой производительность госорганов.

Юрий Дворный, таможенный оператор: «Когда введут новый сбор на границе, грузовики пойдут в обход через Киргизию»

В России документооброт забюрокрачен до предела. Плюс много контролирующих органов.

А пока, я уверен, оплата за перевозку будет переложена на конечного потребителя: каждый посредник в цепочке движения товара пропорционально увеличит тариф, чтобы сохранить маржу. Может быть, какие-нибудь крупные коммерческие компании не станут повышать ценник, компенсируя это позиционированием и оборотом. Здесь есть аналогия с системой «Платон», когда грузоперевозчики автоматически перекладывают затраты на ритейл, а те — на покупателей. То же самое касается бензина или транспортного налога.

Железнодорожным транспортом обычно доставляется промышленное сырье или оборудование, поэтому рост цен не сильно повлияет на ввозимые объемы. Что касается грузовых или контейнерных перевозок, то они в основном ориентированы на физлиц: продукты, товары народного потребления, заказы из интернет-магазинов, бытовая техника и т.д. Казалось бы, покупай местное — и вообще не завись от того, что происходит на границе. Но нет! Мы много сейчас говорим об импортозамещении, о развитии сельского хозяйства, но умалчиваем о большой доле импортной составляющей. Например, семена или упаковка. Или взять текстильную промышленность, где мы зависим от химических компонентов из-за рубежа.

Юрий Дворный, таможенный оператор: «Когда введут новый сбор на границе, грузовики пойдут в обход через Киргизию»

Товары из популярных интернет-магазинов AliExpress или Amazon обойдутся дороже для отечественного потребителя.

Бизнес, конечно, найдет способ сократить расходы. В голову сразу приходит вариант использования больших пространств Таможенного союза. Граница на территории Киргизии и Казахстана в плане ценового предложения для импортеров отличается в лучшую сторону от России. Возможно, что большой процент компаний переориентирует логистику и оформление документов на эти страны. А товар, оформленный в любом государстве — члене Таможенного союза, может спокойно перемещаться по всему объединению.

И еще. Я не думаю, что в связи с новыми правилами, которые, подчеркиваю, еще даже не ввели, будут популярны серые схемы и незаконные способы ухода от платежа. Легальным товаром никто рисковать не будет. На этом рынке работают предприятия, которые заключают крупные контракты и берут на себя серьезные обязательства. Быть замеченным в незаконном провозе — это сильный репутационный удар, последствия которого — прекращение сотрудничества с нарушителем. А если говорить про контрабанду, то сбор ничего не изменит.

Перестройка произойдет в ценовой политике и на уровне подхода к выбору товара. С одной стороны, каждый поставщик сам для себя будет решать, потянет ли он повышенное налоговое бремя, переходить ли в дорогой сегмент, где выше маржа. С другой стороны, заказчик вычислит, каким способом доставка обойдется ему дешевле. В то же время многие просто не выдержат и уйдут с рынка.

Фото: архив 66.ru