Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Время собирать КГБ. Бывший генпрокурор Юрий Скуратов объясняет цель создания Министерства госбезопасности

20 сентября 2016, 16:05
Колонка
Время собирать КГБ. Бывший генпрокурор Юрий Скуратов объясняет цель создания Министерства госбезопасности
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Эксперты и СМИ обсуждают предстоящую реформу, в результате которой ФСБ станет Министерством госбезопасности, присоединив к себе Службу внешней разведки, получив при этом новые полномочия, среди которых — процессуальный надзор за расследованием уголовных дел МВД и СКР, а также обеспечение собственной безопасности во всех правоохранительных органах. По просьбе Портала 66.ru плюсы и минусы грядущих перемен разбирает бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов.

Со ссылкой на собственные источники газета «Коммерсант» анонсировала масштабную реформу системы государственной безопасности, в ходе которой планируется объединение ФСБ с Федеральной службой охраны и Службой внешней разведки. Кроме того, по версии издания, реформа предполагает возвращение Следственного комитета в структуру Генеральной прокуратуры, а также разделение функций МЧС между Министерством обороны и МВД.

Помимо чисто организационного слияния ФСБ, ФСО и СВР, следственное управление будущего суперведомства получит полномочия процессуального контроля над расследованием дел СКР и МВД, а также обеспечения собственной безопасности во всех правоохранительных органах.

Официальных подтверждений анонсированной реформы пока не последовало, но наблюдатели обращают внимание, что она фактически уже проходит обкатку в ходе последних громких разоблачений высокопоставленных силовиков. Речь идет о деле подполковника антикоррупционного управления МВД России Дмитрия Захарченко, в чьей квартире обнаружено валюты на 8,5 млрд руб., а также о «крышевании» руководством Следственного комитета криминального авторитета Шакро Молодого — эти и подобные громкие дела курирует ФСБ.

Отметим, что в истории СССР и России органы госбезопасности облекались в министерскую форму дважды — в 1946 и в 1992 гг., и оба раза время жизни МГБ было недолгим: первое министерство просуществовало семь лет, во второй раз — всего два года. Дольше всего — 37 лет, с 1954 по 1991 гг. — прожил КГБ. Образ вездесущей и одной из сильнейших спецслужб мира прочно закрепился за ним не только в отечественной, но и в мировой истории. Современной ФСБ 21 год, однако все время существования органы госбезопасности сохраняли преемственность вне зависимости от часто менявшихся наименований, и бюст «Железного Феликса» продолжает напоминать об истоках.

Разъяснить плюсы и минусы предполагаемой реформы Портал 66.ru попросил бывшего генерального прокурора России Юрия Скуратова.

Юрий Скуратов, бывший генеральный прокурор РФ, президент фонда «Правовые технологии ХХI века»:

— В свое время при мне проходила реорганизация КГБ, в ходе которой из него выделили Службу внешней разведки, Федеральное агентство связи и информации, Пограничную службу, а теперь начинается обратный процесс. В целом идея возврата ФСБ и Службы внешней разведки в лоно планируемого Министерства госбезопасности — идея очень неплохая, и объединение пойдет на пользу.

Во-первых, это позволит сократить расходы на содержание, потому что у каждой структуры — свой аппарат. Во-вторых, ликвидируются межведомственные барьеры, и взаимодействие станет более тесным и продуктивным, потому что в нынешнем разрозненном виде даже обмен информацией между службами представляет собой огромную проблему.

При очевидных плюсах есть и сомнения. Например, наделение оперативных подразделений будущего министерства функциями процессуального контроля над следствием МВД и СКР — подобную идею могут вынашивать только непрофессионалы. Для этого должен быть полноценный и даже жесткий прокурорский надзор, и тут совершенно не важно, вернется Следственный комитет в Прокуратуру или нет.

Что касается процесса раскрытия преступлений, то здесь взаимодействие оперативников МГБ со следователями МВД и СКР, конечно же, полезно и даже необходимо.

В общем, есть и минусы, и плюсы. Считаю, что очень правильно будет ликвидировать Службу собственной безопасности МВД, передав ее функции Министерству госбезопасности. Ведь очевидно, что своими силами у полиции не получается навести порядок внутри себя самой. Кстати, в советские времена у МВД не было собственной безопасности, эти функции выполнял КГБ, бывший всегда «старшим братом».

В целом предлагаемую реформу оцениваю положительно и поддерживаю, но ее подготовку и проведение нужно поручить профессионалам, чтобы не было кулуарности, иначе она провалится, и опять будут говорить, что хотели как лучше, а получилось как всегда.

А вообще реформа — отличное чистящее средство для избавления от скомпрометировавших себя сотрудников и вместе с ними — от пятен на ведомственной репутации. Хотя при предыдущих реформах этот аспект никак не учитывался и по-настоящему кадрами никто не занимался.