Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Павел Ефремов, банк «Нейва»: кризис породил зомби-предприятия

5 мая 2015, 09:03
Колонка
Павел Ефремов, банк «Нейва»: кризис породил зомби-предприятия
Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru
Наш колумнист — председатель правления регионального банка рассуждает о том, что превращает предпринимателей в живых мертвецов.

Растущая экономика породила большой пласт зомби-предприятий. Это бизнес, который вроде бы живет, что-то производит даже, но его рентабельность позволяет ему только обслуживать текущие кредиты. У многих предприятий нет денег даже на оборотку, они существуют целиком на заемные средства. Получается, что у собственника нет ничего, кроме идеи. За годы существования в растущей экономике этот бизнес не смог накопить ни каких-то денег, ни каких-либо значимых активов (недвижимости, оборудования), которые бы позволили ему быть более самостоятельным. Любое повышение ставок или, не дай Бог, требование банка досрочно вернуть кредит, для них смерти подобно.

Так вот — эти зомби-предприятия сейчас стоят в очереди за деньгами, потому что они могут жить только за счет кредитных средств, постоянно перекредитовываясь. У многих рентабельность не позволяет обслуживать кредиты по ставкам, которые сейчас предлагают банки, и теперь зомби-бизнес ждет, что его спасет государство.

С другой стороны, есть реально работающие компании, жизнь которых не зависит на 100% от доступности кредитных ресурсов. Они с пониманием относятся к повышению ставок и относительно спокойно на это реагируют.

Тот фактор, что госбанки существенно сократили объемы кредитования, играет на руку региональным игрокам. Сейчас к нам возвращаются предприятия, которые в свое время переманили к себе госбанки, дав более выгодную ставку по кредиту. Сегодня мы наблюдаем обратный отток корпоративных клиентов.

Мы, в свою очередь, прежде чем одобрить кредит, пристально смотрим, насколько руководители и собственники предприятия адекватно оценивают происходящую ситуацию. Некоторые до сих пор мысленно живут в растущей экономике. «Сейчас мы возьмем кредит, наклепаем непонятных штук — и они распродадутся вмиг, потому что так было всегда», — думают такие предприниматели. А вообще-то в стране кризис, и их продукция уже никому не нужна.

Второй риск, который не все предприниматели готовы принять, — большая отсрочка платежей по контрактам с госмонополиями. У них теперь есть классная отговорка: «Мы под санкциями». Сегодня предприниматель должен четко осознавать, что может нарваться на цепочку неплатежей (даже если его клиент — крупная госкорпорация). Если человек адекватно оценивает все риски в новой экономике, мы готовы его кредитовать на тех же условиях, что и до кризиса. Тот же, кто разбегается перед бетонной стеной или давно живет по инерции, — не наш клиент.