Я работаю на госслужбе больше двадцати лет. За это время в стране пять раз переписывали пенсионную систему. Я не знаю, почему, но каждая новая команда, приходящая в федеральное правительство, зачем-то пытается войти в историю написанием новой стратегии. С чистого листа.
Мы уже устали от этого. Каждые три-четыре года федеральный центр затевает новую реформу. При этом далеко не всегда четко объяснят, что и, главное, зачем он собирается делать. Например, мы всей страной реализуем нацпроекты. А самих книг с названием «Нацпроекты» у нас так и не появилось.
Но как же так? Любой человек, получивший высшее образование в Советском Союзе, воспринимает «проект» именно как документ, в котором четко прописаны цели, задачи, ресурсы и пошаговый план работы. Но нет. Мы несколько лет всей страной занимались реализацией нацпроектов и до сих пор не знаем, как оценить эффективность этой работы. Что получилось, а что нет — как понять?
Это неправильно. И слава богу, подобную путаницу совершенно исключает стратегия развития нашего города. Мы приняли ее в 2001 году, дополняли в 2010-м и еще раз упорядочим к концу 2017-го. При этом Стратегический план остается монолитным документом, мы не переписываем его заново каждый раз, а лишь уточняем, скрупулезно, построчно актуализируем.
Кто бы что ни говорил, а результат этой работы очевиден. Екатеринбург — третий город в стране, лучший среди миллионников. И ближайшим конкурентам до нас еще очень далеко. А все потому, что в середине девяностых пришло понимание: работа в режиме пожарной команды, в режиме постоянного подвига, когда никто не понимает, что будет дальше, до добра не доводит.
И сейчас на базе методологии Екатеринбурга нужно разрабатывать стратегические планы развития городов Свердловской области. Понятно, что главе муниципального образования легче перенести три часа позора в кабинете главы областного правительства и дальше жить на дотации. Но у Екатеринбурга нет столько ресурсов, чтобы кормить весь регион. А из нас их постоянно высасывают. Потому что «там нужнее».
Да, там нужнее, все понятно. Но надо же что-то предпринимать. Тем более что механизм прост: разработка стратегии каждого муниципального образования, на их основе — разработка стратегии области в целом. И на этой базе мы уже сможем говорить о вменяемой промышленной политике, миграционной политике, сельскохозяйственной и так далее.
Только этот способ позволяет перейти к комплексному планированию. Но сейчас есть лишь мнение конкретных министров и выделенные под их предпочтения деньги. Связи между программами — никакой.
Нельзя рассуждать о стратегии в рамках бюджета. Стратегия — это формирование работы с бизнесом, с общественными организациями, это все то, что дает очевидный экономический эффект. Когда предприниматель четко понимает приоритеты деятельности власти с горизонтом планирования в 15 лет, ему легче делать инвестиции с большими сроками окупаемости. Потому что он понимает, чего власть хочет и что она будет делать.
А если власть работает в режиме пожарной команды, то ни один вменяемый бизнесмен вкладывать деньги здесь не будет. Он пойдет поищет, где получше.
Читаем мантры
Не может быть третьм городом город:
Постоянно утопающий в грязи
Не имеющий нормальных дорог
Застроенный сплошь торговиками
Практически не имеющим производства............
Бредовые нац.проекты в конце концов привели к дефицитным региональным бюджетам. Даже не знаю как это назвать. Диверсия больше всего подходит или разбазаривание денежных средств: деньги вроде и не украдены, но потрачены не туда. С дефицитом детсадов вполне могли справиться малые предприниматели, если бы государство в популистских целях не влезало и не мешало бы. Все, что требовалось, это нормальные законы и субсидии родительской платы.