Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Анатолий Вассерман: «Научите детей думать. Им выпала важная роль»

12 августа 2013, 17:28
Колонка
Анатолий Вассерман: «Научите детей думать. Им выпала важная роль»
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Человек-энциклопедия Вассерман продолжает рассуждать о больших переменах 2020 года. И просит родителей подготовить новое поколение к испытанию выбором.

— Молодому поколению выпала непростая судьба. Нынешние дети, повзрослев к 2020 году, столкнутся с периодом социально-экономических перемен. К этому времени они обогатятся разнообразным опытом конкретной деятельности, но еще не разочаруются в возможностях глобальных перемен. Так что именно этому поколению предстоит, по-видимому, сыграть самую важную роль и в самих этих переменах, и главное — в ускоренном движении в будущие возможности.

Но им важно не потерять способность критически мыслить, сформировать цельную картину мира. Если такой цельной картины нет, то им рано или поздно впарят туфту.

Во-первых, нынешнее образование в значительной мере нацелено не на создание, а на разрушение такой картины. Во-вторых, когда ее у вас нет, когда вы воспринимаете мир просто как мозаику разрозненных, независимых друг от друга фактов, у вас нет надежных средств отличить достоверные факты от недостоверных.

Потому, на мой взгляд, лучшее средство от оглупления — это именно наличие цельной картины мира. То есть представление о мире как о месте, где действует сравнительно небольшое число закономерностей. Каждая из них пронизывает весь мир. И взаимодействие этих закономерностей порождает все наблюдаемое многообразие явлений.

Что делать, чтобы такая картина сформировалась? Читать книги.

Для взрослых я рекомендую всего четыре книги: Фридрих Энгельс «Анти-Дюринг», Станислав Лем «Сумма технологии», Ричард Докинз «Слепой часовщик», Дэвид Дойч «Структура реальности». Этих книг, по моему опыту, достаточно для цельной картины мира. Их чтение дает в общих чертах такую картину мира. А дальше остается ее только уточнять, заполнять.

Для детей, боюсь, эти книги слишком сложны, но, скажем, детская энциклопедия издания 50-х гг., которую я читал в своем детстве, судя по моему опыту, кроме множества конкретных знаний дает еще и эту самую цельную картину мира.

Ну а когда есть такая картина, если факт в нее не укладывается, значит, либо факт недостоверен, либо картину надо менять.

Я, например, был вынужден в период где-то с 2005 по 2008 год полностью изменить ту часть своей картины мира, которая сложилась у меня еще в детстве на почве сказок дедушки Никиты.

Первые политические тексты, которые я читал, это были стенограммы XX съезда компартии. Съезд проходил с 14 по 25 февраля 1956. Мне было около девяти лет, ну и сами понимаете, что у меня просто не было никаких возможностей воспринимать эти тексты критически.

И только сравнительно недавно под напором неопровержимых улик я оказался вынужден признать, что портрет кровавого тирана Сталина Никита Сергеевич Хрущев рисовал, сидя перед зеркалом. Вложил в этот портрет все свои собственные недостатки и преступления.

Реальный Иосиф Виссарионович Джугашвили не только не совершал того, в чем его сейчас положено обвинять, но и активно боролся с теми, кто это творил. Борьба была очень сложная, потому что у него, опять же вопреки хрущевской легенде, никогда не было ни неограниченных полномочий, ни непререкаемого авторитета.

С ним спорили многие, и очень активно, и голосовали далеко не всегда так, как он считал нужным. Поэтому борьба была сложной и шла с переменным успехом. И в частности, тот самый большой террор — это следствие одного из его поражений в этой борьбе.

Но если бы у меня вообще не было никакой картины, если бы я вообще не задумывался о том, что происходило у нас в 30-е годы, то для меня что Хрущев, что Чумихин были бы одинаково пустыми звуками. И это, пожалуй, хуже, чем неверная трактовка фактов.