3 апреля 2012, 12:56

Михаил Вяткин: «Пассажу» — быть. Вопрос: каким?

Начальник главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга рассказал, каким он видит новый ТРЦ и пространство вокруг него.

Этот объект мы изучаем достаточно давно. Его рассматривали не только на совещаниях в Главархитектуре, но и на градостроительных советах, на общественных слушаниях. Поэтому скажу сразу: если у кого-то есть сомнения, быть или не быть этому объекту, заверяю, решение принято: быть. Старое здание «Пассажа», лишь отдельные элементы которого признаны ценными, будет демонтировано.

На всех общественных слушаниях больше всего волновали два вопроса: транспортный и пешеходный. Начну с пешеходного.

Этот объект находится в центральной торговой зоне города. Его местоположение не противоречит генеральному плану. Причем мы знаем от заказчика, что объект будет не полностью торговым. Это «микс», где будут располагаться как торговые, так и развлекательные зоны. А значит, кто-то из посетителей придет покупать, а кто-то — развлекаться.

Поскольку «Пассаж» находится в центральной части города, я полагаю, что прежде всего в него должен быть доступ для пешеходов. Потому что на автомобиле за покупками можно ездить в «Ашан», в «Мегу», куда угодно. А развлекаться можно приехать на трамвае, на метро, на автобусе. И просто прийти пешком. Поэтому в первую очередь нужно решить вопрос пешеходных потоков.

Взять существующий сквер. Сегодня по нему проходит весь трафик пассажиров из метро на трамвай. Здесь не гуляют мамаши с колясками. Это не прогулочная, а пешеходная зона. А наша задача — сделать из сквера место, где действительно можно будет отдохнуть, посидеть. И потому проект, по которому главный вход в ТРЦ находится напротив сквера, я считаю неудачным. Так сквер, посреди которого находится главный вход, совсем потеряет свое назначение.

В пятницу будет градостроительный совет, на котором будет предложено использовать первый этаж «Пассажа» для пешеходного трафика. И мы уже предварительно обсудили такой вариант с застройщиком. На Западе полно таких примеров, когда люди проходят по первому этажу торгового центра, не ставя себе цель что-то купить в нем.

Много подобных примеров в Японии. В этих узких улочках Токио, где и проехать-то сложно, люди проходят через первые этажи торговых центров, порой даже не догадываясь, что сверху или снизу еще что-то есть. Может быть, даже приятнее пройти мимо оркестра, играющего в каком-нибудь кафе, чем просто по улице.

Было даже предложение сделать первый этаж полностью открытым, поставив его на колонны. Но, конечно, для нашего климата такой вариант нереален. Гораздо правильнее будет сделать основные входы в ТРЦ с четырех углов, чтобы пешеходные потоки могли пересекать все это пространство наискосок. Внутри будет атриум, а для тех, кто решил подняться на следующие этажи, — эскалаторы.

Через стекло будет видно нормальный сквер — с зеленью и скамейками. Кстати, отдохнуть здесь смогут и работники ТРЦ. Пешеходных потоков здесь не будет, поскольку их пустят через здание.

Но для всего этого заказчик должен поступиться площадью первого этажа.

Теперь что касается паркинга. Лично я — против его строительства. Я считаю, что этот объект не должен притягивать большое количество машин. Мы ведь на градостроительном совете часто говорим о том, как бы вообще сократить количество транспорта, въезжающего в центр. А для посетителей «Пассажа» стоит сделать удобные выходы из метро и трамваев.

Однако есть противники такой позиции, которые говорят: «Паркинг в центре никогда не помешает». И это правильно, но такой паркинг нужен не столько для торгового центра, сколько вообще для всей центральной части города. Ведь мы пока отказались от затеи построить парковку под площадью 1905 года, потому что археологи сказали, что там есть захоронения.

В итоге градостроительный совет проголосовал за строительство паркинга под «Пассажем». Кроме того, есть проект по строительству подземной парковки под Банковским переулком от улицы Малышева до проспекта Ленина. И сегодня этот участок уже выставляется на аукцион. Эти парковки можно объединить, тогда появится еще и въезд в торговый центр со стороны Малышева и сквозной проезд в подземном пространстве. Думаю, есть смысл проработать этот вариант.