Раздел Бизнес
14 июля 2011, 12:38

Инноваторам не хватает благоприятной среды

В ходе первого пленарного заседания «Иннопрома» участники обсудили вопрос повышения спроса на инновации в российской экономике.

Главный итог исследования российского рынка инноваций, которое провела компания IRP Group, заключается в том, что аудитория считает основной проблемой, мешающей развитию новых технологий, качество среды и состояние конкуренции. Почти 80% респондентов отметили, что справедливой конкуренции на российском рынке нет. И это существенно искажает стимулы на российском рынке.

Интересно, что представители власти считают, что инноваторам не хватает законодательного регулирования.

Николай Винниченко, полпред президента в УрФО:

— У нас есть несовершенство правового регулирования инновационной сферы. Государство должно побуждать бизнес внедрять инновационный продукт. Необходимо создать понятную и прозрачную нормативную базу. Государство не должно полностью уходить из сферы регулирования, но и не должно вмешиваться в рыночные законы.

Губернатор Мишарин в свою очередь отметил несовершенство законодательства, в частности, по его мнению, развитию инноваций мешает федеральный закон о госзакупках.

Александр Мишарин, губернатор Свердловской области:

— Регион не может работать сам по себе, он является проводником государственной политики. Например, все признают, что система госзакупок не способствует развитию инноваций. И таких барьеров достаточно много. Но при этом каждый регион должен стимулировать развитие инноваций, создавая научную среду.

Представители бизнеса в своих выступлениях сделали акцент на создание среды и сотрудничество с крупными западными компаниями.

Михаил Абызов, председатель совета директоров компании RU-COM:

— Я не совсем согласен с тезисом, что инновации развиваются в России медленно. Россия только три года назад приступила к созданию инновационных центров. И за это время создали Сколково, «Роснано». И это большой шаг вперед. И надо дать им время. Но действительно есть проблема спроса. Чтобы инновации развивались, они должны быть кому-то нужны. Спроса у нас нет.

Г-н Абызов отметил, что одним из катализаторов развития инноваций в России может стать военно-промышленный комплекс, в который государство инвестирует 20 трлн рублей. По его словам, в США именно ВПК стал симулирующим фактором для развития инноваций.

Михаил Абызов:

— Но есть ловушка: если спрос будет открыт, то российским компаниям придется конкурировать с западными компаниями, которые обязательно придут на наш рынок. И здесь неплохо иметь здоровый протекционизм со стороны государства, которое тратит большие деньги.

Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров «Трубной металлургической компании»:

— Надо использовать все возможности для поиска инноваций. Нет четкого рецепта для бизнеса, сколько необходимо закупать, а сколько разрабатывать самим. Тут важнее скорость и эффективность внедрения разработок. Мы работаем на нескольких континентах и развиваем как собственные исследования (есть институт в Челябинске, создаем нечто подобное и в США), так и покупаем. Но на самом деле не хватает готовых идей на рынке. Необходимо создавать среду, в которой будет выгодно быть инноватором.

Г-н Пумпянский привел в примеру «Синару», которая планировала в течение 4-5 лет разработать новый электровоз, но, конечно, в итоге приняли решение сотрудничать с Siemens. В результате за 8 месяцев появился электровоз «Гранит».

Александр Шохин, глава РСПП:

— Можно, конечно, пойти своим путем. Но на это понадобится много лет, а за это время конкуренты уйдут еще дальше. Именно поэтому необходимо сотрудничать с западными компаниями, которые могут ускорить инновационные процессы. Необходимо открывать рынок как в рамках «Таможенного союза», так и в рамках ВТО. И тогда спрос на инновации будет повышен.

Дитрих Меллер, президент компании Siemens в России:

— У нас есть положительный опыт работы в России. Инновации — это то, что приводит к получению прибыли. Мы строим свой бизнес на систематическом подходе к инновациям. Но важно уметь соединять процесс научных исследований и процесс вывода продукции на рынок. Плюс к тому в инновациях необходимо широкое сотрудничество со всеми сторонами процесса, даже с конкурентами.

Г-н Меллер сообщил, что Siemens в прошлом году потратил на НИОКР 4 млрд евро, а все российские компании тратят лишь 1% ВВП (то есть примерно 450-500 млрд руб.). Получается, что инвестиции одной, пусть и очень крупной, международной компании, лишь в три раза меньше, чем у всей большой страны. Есть о чем задуматься.