Правительство поручило Минтрансу, Минпромторгу и Федеральной антимонопольной службе выяснить, не являлся ли рост цен следствием злоупотребления доминирующим положением со стороны производителей на фоне роста спроса. В 2010 году стоимость вагонов выросла в среднем с 1,2 млн рублей до 2,1 млн рублей (без НДС), то есть на 97%.
На Уралвагонзаводе подтвердили, что получили запросы ФАС, подчеркнув, что они носят «рабочий характер». В компании рост стоимости вагонов объясняют исключительно дефицитом крупного литья и увеличением цен на продукцию металлургов. Производители вагонов поясняют, что соответствующее литье выпускается на «узкоспециализированных производствах с уникальным оборудованием», и их мощностей в условиях растущего рынка не хватает.
Такие производства есть у самих вагонных заводов, также литье выпускают, например, Бежецкий сталелитейный завод и «Промтрактор-Промлит» в России, Кременчугский сталелитейный завод и «Азовэлектросталь» на Украине. Дефицит крупного литья в 2011 году оценивается участниками рынка на уровне 36 тыс. вагонокомплектов (из них порядка 6 тыс. новых комплектов для вагоностроителей и 30 тыс.— для вагоноремонтных заводов). Согласно данным производителей вагонов, цена за один вагонокомплект выросла в
Аналитик «Ренессанс Капитала» Борис Красноженов говорит, что цены на сырье для крупного литья (сплав чугуна) выросли за прошлый год примерно на 50%, ситуация по материалам для других деталей вагонов примерно такая же. Но объяснять увеличение стоимости продукции вагонопроизводителей лишь ростом затрат на сырье и энергоресурсы нельзя, уверен аналитик.