Раздел Бизнес
6 февраля 2008, 17:31

Судьба «Авиапрада» — с новым именем в новую жизнь?

Накануне гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов и гендиректор «Авиапрада» Елена Прохорова подписали соглашение, в рамках которого «Авиапрад» заявил о прекращении деятельности.
На «Уральские авиалинии» возложено выполнение обязательств перед пассажирами в отношении екатеринбургских рейсов «Авиапрада». Кроме того, «Уральские авиалинии» обязались пригласить часть сотрудников «Авиапрада» к себе на работу. «Думаю, что на этом деятельность авиакомпании прекратилась, так все и должно было закончиться», — считает глава «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов. По его словам, авиакомпания намерена пригласить на работу 150—170 сотрудников «Авиапрада», и в их числе — весь персонал бортпроводников (135 человек), часть летчиков, инженеров и маркетологов. Компенсаций за перевозку пассажиров «Авиапрада» «Уральские авиалинии» не получат, и при этом понесут убытки в несколько миллионов рублей.

Казалось бы, судьба «Авиапрада», которого на протяжении двух месяцев сватали то за «AirUnion», то за «Уральские авиалинии», решена окончательно. Однако на практике ситуация оказалась гораздо сложнее. В челябинском офисе «Авиапрада» корреспонденту АПИ, представившемуся покупателем авиабилетов, сообщили, что авиакомпания сворачивает только выполнение полетов из Екатеринбурга. Однако ни о какой ликвидации речи не идет. «Наше руководство сейчас находится в Москве — там обсуждают возможную смену названия компании и планы по дальнейшей летной деятельности. Летать из Челябинска мы не перестанем, соответственно продажу билетов на эти рейсы никто не собирается приостанавливать»,— отметили сотрудники центрального офиса «Авиапрада».

Ни о какой ликвидации речи не идет Эту же информацию подтвердила и начальник рекламно-информационной группы ЗАО «Авиапрад» Ольга Хлебодарова — билеты на челябинские рейсы действительно продаются. «Они продаются по договору код-шеринга от имени авиакомпании «ВИМ-Авиа». Напомним, что код-шеринг (code-share от английского — «обмен кодом») подразумевает совместное использование самолета одной компании несколькими авиаперевозчиками на определенном маршруте.

Исходя из этой информации, некоторые эксперты даже выдвинули версию о том, что «Авиапрад» будет объединен с авиакомпанией «ВИМ-Авиа» или станет ее дочерним подразделением. Действительно, эта версия имеет под собой некие основания. Если вспомнить историю развития компании «Авиапрад», то многие самолеты этого авиаперевозчика, в частности оба среднемагистральных самолета «Boeing», были взяты в аренду в 2006-2007 годах именно у «ВИМ-Авиа».

По словам заместителя руководителя Уральского управления Федерального агентства воздушного транспорта Владимира Вторушина, до сих пор авиакомпания «Авиапрад» не имела ни одного собственного воздушного судна — все они были арендованы у других авиапредприятий. Напомним, на данный момент в воздушном парке «Авиапрада» насчитывается 11 воздушных судов. В их числе — 2 самолета Boeing-737-500, 2 самолета Ту-154М, остальные — Як-42.

Косвенно мысль о том, что «Авиапрад» не собирается прекращать совсем свою летную деятельность подтверждается еще несколькими фактами. Во-первых, до сих пор ни в Уральское управление госавианадзора, ни в местное управления Федерального агентства воздушного транспорта не поступало официальных сообщений от представителей компании о том, что они собираются прекратить свою деятельность. Во-вторых, никаких заявлений о предстоящей ликвидации или банкротстве предприятия не было внесено и в единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, прекращение «Авиапрадом» выполнения программы полетов из Екатеринбурга может иметь весьма серьезные последствия. Прежде всего, это может отразиться на региональном авиасообщении по Уральскому федеральному округу — именно на этом и специализировался «Авиапрад». Кроме того, уже в ближайшее время свои планы на весну и лето придется корректировать туристическим компаниям, работающим в Екатеринбурге. По данным АПИ, за полтора года деятельности «Авиапрад» сумел занять около 30% местного рынка чартерных перевозок.

Вице-президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Олег Аксельрод так прокомментировал ситуацию: «Уход достаточно большой авиакомпании вызывает сожаление. Это может негативно отразиться на ценах чартерных перевозок — ведь на рынке по большому счету практически монопольное положение вновь займут «Уральские авиалинии». Это может привести к тому, что цены на полеты уже весной возрастут на 20-30%. Из-за высоких цен на керосин они росли и раньше, однако состояние конкурентной борьбы двух авиакомпаний не позволяло какой-то одной из них неоправданно завышать цены».

К лету можно ожидать повышения стоимости авиатранспортных услуг По словам главы «Уральских авиалиний» Сергея Скуратова, «цена авиаперевозки будет напрямую зависеть от цен на авиакеросин. К сожалению, стоимость топлива в Екатеринбурге выше, чем в Париже или Стамбуле. Это говорит о бесконтрольности ситуации. Как показывает практика, государство не способно регулировать эту отрасль. Согласно моим данным, к лету можно ожидать повышения стоимости авиатранспортных услуг, но не более чем на 5 процентов».

Кроме того, по словам того же Олега Аксельрода, изменения на рынке авиауслуг могут привести к появлению «недобросовестных» авиаперевозчиков. «Турфирмы будут искать тех, кто предоставляет услугу подешевле. Однако «дешевле» далеко не всегда означает «качественней», и часть полетов летом может просто быть сорвана»,— пояснил вице-президент УАТ.

Неясной остается и судьба долгов ЗАО «Авиапрад». Напомним, что не так давно руководство аэропорта «Кольцово» подало в Свердловский арбитражный суд два иска в отношении «Авиапрада», потребовав возмещения долгов. Общая сумма заявленных к взысканию средств превышает 950 миллионов рублей. Из них 517 миллионов рублей — долги по договорам о покупке авиатоплива. Рассмотрение дел назначено на 27 февраля и 3 марта. Стоит добавить, что согласно определению арбитражного суда, кредиторская задолженность ЗАО «Авиапрад» за 9 месяцев 2007 года превысила 1,1 миллиардов рублей, а чистый убыток — 492 миллиона рублей. Получить ответа относительного того, как будут ликвидироваться эти долги в условиях происходящих с авиапредприятием пертурбаций так и не удалось.

По словам юриста Антона Швецова, при ликвидации ЗАО «Авиапрад» как юридического лица либо проведении процедуры банкротства предприятия эти долги должны быть возмещены кредиторам в той части, которую перекрывает имущественный комплекс компании. Однако в виду того, что судьба «Авиапрада» до сих пор так и не ясна, прогнозировать какие-либо варианты развития событий сейчас бессмысленно. Эксперты не исключают даже возможность того, что все события, происходящие сейчас вокруг этой авиакомпании, преследуют одну цель — попытаться как-то списать накопленные долги и дальше развивать летную деятельность. Успешно конкурируя с теми же «Уральскими авиалиниями».

«Я не могу сейчас сказать уверенно, появится или нет в Екатеринбурге другой базовый перевозчик. Могу сказать только, что любой другой авиакомпании будет трудно работать здесь, потому что придется строить собственную наземную базу для обслуживания самолетов. По нашим расчетам, для начала этого бизнеса необходимо иметь около сотни миллионов долларов на достаточно длительный срок, около десяти лет. Просто так мы это небо не отдадим», — резюмировал свою мысль Сергей Скуратов. По мнению руководителя «Уральских авиалиний», компания «Авиапрад» как юридическое лицо проживет еще некоторое время, однако будет медленно умирать.