Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Лжепредпринимательство возвращается: новый закон о старом

2 февраля 2011, 10:24
По мнению правозащитников, новый законопроект о фирмах-однодневках фактически воскресит статью о лжепредпринимательстве, исключенную из УК.

Накануне следственный комитет России дал отрицательный отзыв на законопроект о фирмах-однодневках, одобренный правительством и готовящийся к внесению в Госдуму, пишет РБК daily.

Силовики предупреждают, что его принятие будет фактически означать возвращение в Уголовный кодекс статьи о лжепредпринимательстве, отмененной в прошлом году по инициативе Дмитрия Медведева.

Напомним, cтатью о лжепредпринимательстве «изгнали» из УК из-за неопределенности формулировок. Доказать, что предприниматель создавал фирму без намерения вести предпринимательскую деятельность, было практически невозможно, вспоминают правозащитники. Но последние поправки в УК, направленные на борьбу с фирмами-однодневками, могут фактически воскресить наказание за лжепредпринимательство. Причем в нынешней редакции норма обещает быть еще более жесткой, чем до президентской либерализации Уголовного кодекса.

Cогласно предложенному законопроекту о фирмах-однодневках, наказываться должны:

• создание коммерческих организаций для совершения преступлений, а равно руководство деятельностью таких организаций;
• участие в деятельности коммерческих организаций, созданных для совершения преступлений;
• предоставление личных документов с целью создания коммерческих организаций для совершения преступлений;
• склонение к предоставлению личных документов для создания коммерческих организаций для совершения преступлений;
• приобретение документов для создания коммерческих организаций для совершения преступлений.

Артем Абрамов, управляющий партнер юридической компании Vinder Law Office:

— Упраздненная в 2010 году статья 173 УК РФ «Лжепредпринимательство» содержала довольно размытые формулировки, которые было сложно применить на практике. То есть эта статья, по сути, не действовала. Новое предложение правительства направлено на то, чтобы эти недочеты устранить. Как получится в итоге, посмотрим. Но практика показывает, что статьи уголовного кодекса с более конкретными формулировками правоохранительные органы исполняют лучше. А вообще, на мой взгляд, в России даже проще вести бизнес без использования фирм-однодневок. Понятно, что всем хочется платить меньше налогов. Но, как говорится, лучше заплати налоги и спи спокойно.


Некоторые эксперты уверены, что принятие закона о фирмах-однодневках — очередная PR-акция и имитация бурной деятельности. Меж тем, чтобы реально бороться с незаконной деятельностью, которая осуществляется с помощью номинальных фирм, все возможности уже есть.

Роман Речкин, руководитель отдела правовых споров агентства юридиической безопасности «Интеллект-С»:

— Этот закон — очередная имитация чиновниками бурной деятельности. Президент сказал принять закон о пресечении деятельности фирм-однодневок. Чиновникам приходится изображать некие попытки сделать это. На самом деле, если государство хочет реально бороться с незаконной деятельностью, которая осуществляется с помощью номинальных фирм, все возможности для этого есть и по действующему законодательству. Если номинальная фирма используется для уклонения от уплаты налогов — пожалуйста, возбуждайте и расследуйте дело по ст. 199 УК РФ, а лиц, создавших номинальные фирмы, привлекайте к уголовной ответственности как соучастников. Аналогично по обналичиванию денежных средств: это либо те же «налоговые» составы — ст. 198, 199 УК РФ, либо легализация (отмывание) денежных средств — ст. 174 и 174.1 УК РФ. Если же номинальные фирмы используются в рейдерских захватах, для хищения чужого имущества, то есть в УК РФ ст. 159 «Мошенничество».

То есть возможность по закону бороться с фирмами-однодневками есть у государства и сейчас. Однако реально бороться с преступностью — это долго и сложно. Гораздо проще принять какой-нибудь закон и просто запретить те действия, которые нужно искоренить.


По словам юристов, проблема усугубляется еще и тем, что нет четкого определения самого понятия «фирма-однодневка». «Виды незаконных действий, которые указывает правительство (5 видов действий, которые запрещены) — очень расплывчаты, — уточняет Роман Речкин. — Например, запрещено «предоставление личных документов с целью создания коммерческих организаций для совершения преступлений». А как доказывать, что номинальный учредитель знал или должен был знать, что предоставляет документы для фирмы, создаваемой именно с целью совершения преступлений?».

Если закон и будет работать, то, скорее всего, лишь демонстративно-избирательно и в «показательных случаях». Виной тому — расплывчатость норм закона, уровень коррупции в правоохранительных органах и, самое главное, отсутствие политической воли, — заключает руководитель отдела правовых споров агентства юридиической безопасности «Интеллект-С».