Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Время дешевых авиабилетов закончилось

5 октября 2010, 15:36
В связи с бурным ростом пассажиропотока, авиакомпании прекратили демпинговать.

Кризис в авиации закончился — за 8 месяцев 2010 года пассажирооборот вырос за 32,7%. При этом большую часть прироста обеспечили международные перевозки — они росли примерно в два раза быстрее, чем внутренние. В лидерах, по-прежнему, «Аэрофлот», который перевез почти 7,5 млн пассажиров, второе место у «Трансаэро» — 4,3 млн, третье занимает «Сибирь» — 3,2 млн. Местный перевозчик — авиакомпания «Уральские аваиалинии» на седьмой строчке — 1,2 млн пассажиров.

Аналитики финансовой группы «Атон» отмечают, что у всех крупных компаний темпы роста опережали средние показатели по сектору. Исключение составила авиакомпания «Сибирь», традиционно отстающая от рынка и по-прежнему испытывающая финансовые и операционные трудности.

Авиа-
предприятие
Перевезено
пассажиров,
млн. чел.
Пассажирооборт,
млн пасс. км.
2009 2010 измене-
ние, %
2009 2010 измене-
ние, %
1 Аэрофлот 5,67 7,46 31,7 16735,7 22932,1 37
2 ТРАНСАЭРО 3,22 4,34 35 11704,6 16714,2 42,8
3 Сибирь 2,92 3,23 10,6 6782 6854,8 1,1
4 Ютэйр 2,2 3,03 37 3661,5 5367,5 46,6
5 Оренбургские
авиалинии
1,05 1,6 53,2 3164,1 4752,5 50,2
6 ГТК «Россия» 2,02 2,1 4,3 4231,8 4283,2 1,2
7 Уральские
авиалинии
0,97 1,22 25,7 2611,9 3307,5 26,6
8 Владивосток
авиа
0,72 0,85 18,1 2563 3219,9 25,6
9 Северный
ветер
0,56 0,71 27,2 1780,9 2874,7 61,4
10 Вим-Авиа 0,86 0,94 9,5 2060,3 2837 37,7
В целом по
граждаской
авиации
29,59 37,9 28,1 73189 97153,6 32,7

Также несколько медленнее рынка рос пассажирооборот и у «Уральских авиалиний» — на 26,6%. В пресс-службе перевозчика сообщили, что положительной динамики удалось добиться за счет освоения новых рынков: в 2010 г. авиакомпания укрепила свои позиции в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Иркутске. Мария Кальварская, аналитик ТКБ «Капитал», говорит, что август оказался для авиакомпаний не столь успешным — если по итогам семи месяцев пассажирооборот вырос на 35,2%, то в августе только на 33%.

Аналитик ТКБ «Капитал» Мария Кальварская::

— Мы ожидаем дальнейшего замедления роста пассажиропотока на фоне более высокой сравнительной базы и начала низкого сезона в осенний период. Однако, несмотря на замедление во в втором полугодии 2010 года, темпы роста пассажиропотока по-прежнему опережают мировой показатель. По нашим оценкам, пассажиропоток превысит докризисный уровень в годовом сопоставлении и составит более 50 млн пассажиров. По данным IATA, быстрорастущий спрос будет способствовать росту глобального пассажиропотока, который на 3-4% превзойдет докризисный уровень 2008 г. Спрос в 2010 г., как ожидается, увеличится на 11% (против прежнего прогноза 10.2%).

Участники рынка отмечают, что вместе с увеличением авиаперевозок на рынке прекратилась практика демпинга.

Финансовый директор «Уральских авиалиний» Елена Икчурина:
— В результате негативного влияния мирового финансового кризиса авиационная отрасль России в 2009 году в целом потеряла 9,4% объемов перевозок. При этом начавшийся сезонный спад пассажиропотока к осени 2009 г. спровоцировал так называемую «тарифную войну» среди ведущих авиаперевозчиков. В результате — уровень среднего тарифа упал на 25-30% относительно 2008 г. и практически все авиакомпании закончили 2009 г. с убытками. Единственный положительный момент — это авиаперевозки в этот период впервые выиграли конкурентную борьбу с железнодорожным транспортом, т.к. билеты на самолет по некоторым направлениям были дешевле билетов на поезд. Тарифный демпинг продолжался до февраля-марта 2010 г., в результате чего и без того планово убыточный первый квартал был дополнительно усугублен недополучением доходов.


Министр транспорта РФ Игорь Левитин убежден, что российские авиакомпании в 2010 году поставят рекорд по перевозке пассажиров - 50 млн. человек, превысив показатели самого успешного 2008 года (49,5 млн. человек). Для сравнения, в 2005 году они перевезли 35 млн человек, а в кризисном 2009 году — 45 млн человек.

Авиапредприятие Процент занятости кресел, %
2009 2010 измене-
ние, %
1 Аэрофлот 67,9 77,6 9,7
2 ТРАНСАЭРО 82,2 84,4 2,2
3 Сибирь 76,7 77,1 0,4
4 Ютэйр 74,6 78,2 3,6
5 Оренбургские авиалинии 96,3 97,3 1
6 ГТК «Россия» 71,3 76,4 5,1
7 Уральские авиалинии 69,4 71,1 1,7
8 Владивосток авиа 79,3 76,3 -3
9 Северный ветер 94 90,8 -3,2
10 Вим-Авиа 77,9 83,2 5,3
В целом по
гражданской авиации
74,5 78,9 4,4