Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Свердловские бизнесмены очистят лес от сгоревших деревьев

28 сентября 2010, 09:30
Власти Свердловской области намерены стимулировать предпринимателей, готовых очищать выгоревшие участки леса.

В регионе разработан специальный закон об особых условиях, предусматривающий преференции и льготы за вывоз обуглившихся деревьев. Все ради того, чтобы скорее очистить леса от так называемых горельников — мест, где огонь погулял и оставил умирающие деревья.

Сотрудник министерства природных ресурсов Алексей Плотников:

— Уже будущей весной горельники сулят немалую опасность — здесь расплодятся лесные вредители, которые могут погубить всю тайгу, а высохшие деревья и кустарники дадут пищу для новых пожаров. Чтобы избежать этой катастрофы, нужно действовать как можно быстрее. Желательно успеть очистить места пожарищ до большого снега, когда в труднодоступную тайгу будет уже сложно добраться.

Средний Урал входит в тройку регионов, где нынешним летом бушевали самые крупные лесные пожары. По предварительным оценкам регионального центра МЧС России, огонь в Свердловской области прошелся по 150 тысячам гектаров леса. Неофициальные данные, которые приводят экологи, еще более устрашающие — погорело до 240 тысяч гектаров тайги. Только один пожар в заповеднике «Денежкин Камень», где пламя погубило 3,5 тысячи гектаров тайги, по мнению экспертов, нанес урон в 17 миллиардов рублей... Свердловские власти считают ситуацию с расчисткой пожарищ если не чрезвычайной, то особой. Но исправимой.

Президент Уральского союза лесопромышленников Николай Киреев:

— Сейчас даже опаленные деревья являются еще неплохим сырьем для деревообработки. Они вполне могут являться товаром, хотя и теряют в цене. После низового пожара дерево не становится хрупким — оно обгорает лишь снаружи, внутри ничего не меняется до тех пор, пока оно держится корнями в земле. Мебель из такого дерева, конечно, не сделаешь, но вполне можно распилить на доски, пустить на фанеру. А нестандартных «погорельцев» продать на дрова.

По приблизительным расчетам специалистов, на горельниках можно заготовить до 100 кубометров леса. А с учетом того, что лесные пожары привели к росту цены на древесину (в конце лета — на 15%), сомнений в экономической обоснованности распродажи головешек — нет. Вопрос в другом — как быстро привлечь предпринимателей, готовых транспортировать горельник из труднодоступных мест.

Для тех участков тайги, где нет арендаторов, планируется ввести систему госконтрактов на очистку леса — тогда вырубка горельника может оплачиваться из бюджета. Также приветствуются своего рода общественные работы по лесоповалу, привлекать для которых можно фермеров, владельцев небольших лесопилок и даже обычных сельских жителей, готовых выехать в лес для заготовки дров. Ликвидированные «головешки» в этом случае будут раздаваться участникам очистки леса если не бесплатно, то за особую цену. Арендаторам лесных угодий, взявшимся за очистку мест пожарищ, также предусматриваются поблажки — от снижения арендной платы до налоговых льгот в местный бюджет. Но серьезные арендаторы подобных преференций даже не ждут, они просят лишь об одном — упростить разрешительный механизм.

Представитель руководства одного из крупнейших на Урале лесоперерабатывающих предприятий Сергей Лапаев:

— Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы сберечь тайгу и навести порядок в лесу. Но любой взмах топора до отмашки сверху грозит сейчас штрафами, ведь ты автоматически попадаешь в список «черных лесорубов». Надо бы передать право выдавать разрешения на санитарную вырубку даже не региональным, а местным властям. А то получится, что в пылу борьбы с незаконными вырубками и, страхуясь от «черных лесорубов», мы попросту загубим лес.