Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Банковских клиентов возьмут под защиту

15 июня 2010, 09:27
В России может появиться структура, которая будет решать споры между банками и гражданами без обращения в суд.

Это позволит разрешать возникающие конфликты гораздо быстрее и с меньшими затратами для обеих сторон. Для граждан услуги посредников будут бесплатными, а их решения — независимыми.

С такой идеей выступила Ассоциация региональных банков. Этот проект можно будет запустить уже в следующем году, считает вице-президент ассоциации Олег Иванов. Речь идет об учреждении института уполномоченного по защите прав банковских клиентов, или финансового омбудсмена. Помимо ассоциации к идее готовы подключиться Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) и Ассоциация юристов.

Сейчас, поясняет Иванов, недовольные поведением банков граждане обращаются, как правило, сразу в несколько инстанций — Роспотребнадзор, Центробанк, общество защиты прав потребителей. Но в конечном итоге определить, кто прав — банк или клиент, — может только суд. Но суды буквально завалены такими делами, на быстрое рассмотрение споров не хватает ни рук, ни времени. В прошлом году, к примеру, было 25 тысяч исков, связанных с защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг. Причем это только видимая вершина айсберга — многие граждане предпочитают не тратить время на хождение по инстанциям. Другой путь — урегулирование спора до суда непосредственно с банком, но в этом случае нет независимого арбитра.

Эту роль и должен выполнять омбудсмен. Его услуги для граждан будут бесплатными. Скорость рассмотрения споров займет от силы два-три месяца, потому что работать арбитр сможет дистанционно. Схема предполагается следующая: омбудсмен получает жалобу от клиента банка, направляет ее для выставления контраргументов в кредитную организацию, затем знакомит с ответом жалобщика. И на основе трех документов — первого обращения, разъяснений банка и последнего ответа клиента, а также действующего законодательства выносит вердикт. Если гражданин будет им недоволен, он сможет все-таки обратиться в суд. При этом решения омбудсмена должны быть обязательны для банков, а в договорах с клиентами они станут прописывать их право обращения к такому уполномоченному.