Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Промышленность РФ продолжит работать на аварийном оборудовании

15 февраля 2010, 15:57
Центр конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ исследовал инвестиционную активность российской промышленности в 2009 году.

Кризис застал большинство компаний на одинаковой стадии — масштабного развертывания инвестпроектов.

Доля инвестиционно активных крупных и средних предприятий не сократилась на фоне фактического свертывания инвестиций в малом бизнесе. В целом, по оценкам руководителей компаний, в 2009 году в основной капитал инвестировали 90% промышленных компаний — на 3% меньше, чем в 2008 году, приводит данные «Коммерсант».

Главными причинами сокращения инвестиционной активности в промышленности стало снижение прибыли и рост убытков, а также отсутствие доступа к банковским кредитам. Впрочем, если в 2009 году 84% опрошенных компаний указывали на собственные средства как основной источник инвестиций (86% в 2008 году), то доля предприятий, осуществлявших инвестиции за счет заемных средств, сократилась с 45% в 2008 году до 33% в 2009-м.

Основную долю капитальных инвестиций в 2009 году, как и в предыдущие годы, получали экспортно ориентированные сырьевые сектора, тогда как доля обрабатывающих компаний, обновлявших основные фонды, в 2009-м по сравнению с 2008-м сократилась на 5%, вернувшись к уровню 2007 года.

Для 64% респондентов целевым приоритетом инвестирования оставалась замена изношенной техники и оборудования (на 6% меньше, чем годом ранее). В 2009 году только 27% компаний инвестировали в новые производственные технологии. Средний возраст машин и оборудования на предприятиях, их же производящих, составил более 18 лет.

Для большинства респондентов основным фактором, ограничивающим инвестиции в обновление производства в 2009 году, остался недостаток собственных финансовых ресурсов — 66%. 36% компаний указали на высокие проценты по банковским кредитам. Другими значимыми препятствиями стали неопределенность экономической ситуации в стране (48% респондентов против 11% в 2007 году) и недостаточный спрос (29% компаний против 11% в 2007 году).