Раздел Бизнес
2 февраля 2010, 12:02

Свердловские банкиры оценили коллекторов

Они решили, что коллекторов нужно «привести к одному знаменателю».
В прошлом году Роскомнадзор получил 460 жалоб от граждан на действия коллекторских агентств. Это втрое больше, чем в 2008 году. По 52 жалобам материалы были направлены в прокуратуру. Большинство претензий граждан к коллекторам связано с нарушениями закона «О персональных данных» в части отсутствия согласия на обработку и передачу третьим лицам их персональных данных, в нарушении условий конфиденциальности — публикации списков, содержащих персональные сведения.

На встрече с журналистами один из руководящих работников Федеральной службы судебных приставов заявил, что методы отдельных коллекторских агентств напоминают действия «братков» в 90-е годы XX века. Тем не менее, многие организации, которые сталкиваются с неплатежами со стороны физических и юридических лиц, считают, что коллекторские агентства являются деятельным подспорьем, чтобы поставить должников на путь истинный.

В частности, начальник управления кредитования физических лиц ОАО «ВУЗ-банк» Ольга Стерхова считает, что коллекторы применяют эффективные методы работы. «Мы довольно активно используем услуги коллекторских агентств, и они возвращают банку крупные суммы по просроченным кредитам. Особенно это касается работы с заемщиками, проживающими в области»,— отметила Ольга Стерхова.

Впрочем, не все банки пользуются услугами коллекторских агентств. По мнению экспертов, использование коллекторов позволяет банку снизить расходы на содержание собственных служб по взысканию долгов, но, с другой стороны, банк лишается возможности контролировать методы взыскания задолженности, что ведет к определенным репутационным рискам. В частности, как отметил в разговоре с корреспондентом JustMedia председатель правления акционерного банка «Резерв» Дмитрий Зайцев, банк, выбирая контрагента, должен обращать внимание на репутацию коллектора, методы его работы, внесено ли агентство в реестр операторов, обрабатывающих персональные данные. «Банк «Резерв» к помощи коллекторских агентств не прибегает. Взыскание проблемных кредитов производится силами службы безопасности и юридического отдела»,— подчеркнул Дмитрий Зайцев.

Разброс мнений о методах работы коллекторов между тем обусловлен тем, что нет законодательной базы, которая четко регламентировала бы коллекторскую деятельность в России. Во всяком случае, к такому мнению склоняется заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. «Нужно на законодательном уровне привести действия коллекторских агентств к одному знаменателю. Иначе клиенты банков, которые по тем или иным причинам залезли в долги, будут жаловаться на действия коллекторов, методы работы которых, действительно порой кардинально противоположные. Поэтому я считаю, что проблемы, связанные с коллекторами, — это, в первую очередь, не проблемы банков, а проблема законодателей»,— считает Евгений Болотин.