Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Государственная водка потечет через частные руки

11 сентября 2009, 14:22
Известный бизнесмен Василий Анисимов может стать основным продавцом государственных водок.
О том, что ОАО "Росспиртпром" собирается продавать свои бренды через эксклюзивного партнера — ООО "Восточно-Европейская дистрибуторская компания", "Ъ" рассказал топ-менеджер крупного производителя алкоголя. По его словам, от имени ВЕДК уже ведутся переговоры по поставке нового бренда госхолдинга — водки "Дымка" (о начале ее производства "Ъ" писал 29 мая). Заместитель гендиректора "Росспиртпрома" Вадим Касьянов и гендиректор ВЕДК Алексей Маклаков подтвердили, что госхолдинг будет использовать компанию для сбыта своей продукции на федеральном уровне.

100-процентная госкомпания ОАО "Росспиртпром" зарегистрирована в январе 2009 года. На ее баланс будут переданы активы ФГУП "Росспиртпром", предприятия которого в 2008 году выпустили около 40% всего спирта и 16% (19,9 млн дал) всей водки и ликероводочных изделий в стране. Оборот в 2008-м — более $1 млрд. Федеральных брендов у холдинга нет, поэтому, по данным "Бизнес Аналитики", доля водочной марки "Росспиртпром" на российском рынке в первом полугодии 2009 года составила всего 0,1%. Зато позиции компании сильны на локальных рынках: так, если по России входящее в "Росспиртпром" ОАО "Шуйская водка" занимает всего 0,1%, то в Иваново — уже 10%.

По данным ЕГРЮЛ, ВЕДК создана 18 августа, 100% принадлежит кипрской "Гормистар менеджмент лимитед". Господин Маклаков уточняет, что инвестором является "один из крупнейших российских производственных холдингов". По словам двух источников в "Росспиртпроме", ВЕДК — проект Василия Анисимова, совладельца УК "Металлоинвест" и компании Coalco. Представитель "Металлоинвеста" не подтвердил и не опроверг это. Сам бизнесмен через своего представителя передал, что "проект ему интересен".

При участии ВЕДК "Росспиртпром" реорганизует всю систему производства и продаж своих водок. Сейчас контролируемые холдингом 58 региональных ОАО и 11 филиалов сами определяют, какие бренды им производить и как продавать. Вадим Касьянов обещает, что в течение двух месяцев со всеми ними будут заключены типовые договоры управления, в рамках которых функции гендиректоров на этих заводах перейдут к ОАО "Росспиртпром" как к управляющей компании, которая будет централизованно определять производственную и маркетинговую политику каждого предприятия. Причем такие договоры, по его словам, могут быть заключены как с предприятиями, передаваемыми "Росспиртпромом" ВТБ в счет долга, так и с частными компаниями.

Менеджмент "Росспиртпрома" будет также координировать "все сферы действия" и самой ВЕДК. Продавая бренды госхолдинга, ВЕДК будет получать "стандартную дистрибуторскую маржу" (15-30%). Собственная водочная марка ВЕДК — "Двойная белая" уже производится на мощностях "Роспиртпрома", который будет получать плату "за розлив и управление брендом".

По словам Вадима Касьянова, "Росспиртпрому" было бы интересно получить в управление многие бренды ФКП "Союзплодоимпорт", причем не только водки "Столичная" и "Московская", но и "Советское" шампанское, коньяки "Московский" и "Юбилейный" и др. Конечная цель проводимой сейчас реформы — "загрузить" портфель "Росспиртпрома" всем ассортиментом алкогольной продукции и занять в перспективе двух-трех лет 15-20% рынка (по оценкам инвесткомпании "Ренессанс Капитал", к 2011 году емкость только водочного рынка приблизится к $22,3 млрд).

"Создана гениальная схема по продаже государственной водки силами частной компании, в которой и будет оседать вся прибыль, непонятно, что мешало менеджерам холдинга продавать водку самостоятельно",— интересуется глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По словам Вадима Касьянова, построить дистрибуторскую компанию в структуре "Росспиртпрома" мешает отсутствие "лишних сил, времени и денег": необходимо тратить минимум $15-20 млн в год. "Если "Росспиртпром" или его дистрибутор получат бренды "Союзплодоимпорта", ситуация на рынке изменится кардинально: новый игрок станет недосягаем для конкурентов",— предсказывает директор Prosperity Capital Алексей Кривошапко.

С продажами ВЕДК частично "поможет" крупнейший производителя водки в России холдинг "Русский алкоголь", где до прихода в "Росспиртпром" работали и Вадим Касьянов (занимал должность коммерческого директора), и первый заместитель гендиректора "Росспиртпрома" Владимир Иванов, и директор по продажам ОАО Сергей Попов (занимали аналогичные должности в "Русском алкоголе"). Глава ВЕДК Алексей Маклаков до прихода в компанию был гендиректором ООО "ТД "Русский алкоголь"" и курировал продажи холдинга в Московском регионе. Штат ВЕДК в ближайшее время должен приблизиться к двум сотням человек, по словам господина Маклакова, "почти все они раньше были территориальными менеджерами "Русского алкоголя"".