Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Монетизация льгот продолжится: на очереди - жилищно-коммунальные услуги

12 июля 2007, 13:28
Правительство России приступает к последнему этапу монетизации льгот, который распространит ее на жилищно-коммунальные платежи.
Пока еще они не подчиняются закону о монетизации услуг, и льготники пользуются скидками по оплате жилья. Но, сообщает в четверг в своем федеральном выпуске "Российская газета", идею отмены всех натуральных льгот власти не оставили, а лишь притормозили с ее осуществлением. До окончательного решения вопроса еще далеко; полная монетизация постигнет страну не ранее 2010 года.

Когда в 2004 году был принят знаменитый Федеральный Закон № 122, вступивший в силу с 1 января 2005 года, жилищно-коммунальные платежи для льготных категорий населения остались вне его действия. Тогда монетизация затронула прежде всего проезд на общественном транспорте и лекарственное обеспечение. Теперь власти сочли, что изменение порядка предоставления других льгот граждане пережили и привыкли к получению социальных льгот живыми деньгами. В то же время львиная доля социальных расходов из бюджета идет на дотирование жилкомхоза. Направить эти дотации непосредственно жильцам, вынудив их оплачивать жилье в стопроцентном объеме, и намерено правительство.

Механизм монетизации жилищно-коммунальных льгот рассматривает Министерство здравоохранения и социального развития. Свои предложения оно должно подготовить осенью, сообщает РГ со ссылкой на представительницу министерства. Это новая функция для ведомства Зурабова, потому что ранее льготами по жилищно-коммунальным услугам занимались Минрегион и Росстрой.

Сейчас рассматривают три варианта предоставления льгот. Согласно первому, для каждого льготника высчитывается сумма скидки и выплачивается ему. Сами получатели социальных услуг находят этот вариант предпочтительным, но специалисты не горят желанием делать социальную помощь столь адресной. Они утверждают, что этот вариант "трудно поддается администрированию" и, кроме того, он слишком накладен для государства. Ведь льготник, занимающий большую квартиру, должен будет получить более весомую поддержку, чем житель коммуналки. Таким образом, получится, что государство дотирует не только жильцов ветхого или маломерного жилья, но и тех, кто занимает приличные квартиры, а льготы имеют не по причине плохих жилищных условий, а согласно своему социальному статусу.

Второй вариант представляется самым простым: каждый, кто имеет льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, получает одинаковую сумму. Но это вызовет протесты льготников, возмущенных таким неравенством. Напомним, что с вводом в действие нынешнего Закона о монетизации в начале 2005 года в различных регионах страны прошли массовые акции протеста. Одна из причин этого состояла в том, что многие льготники были недовольны возникшим неравенством в их положении, т.к. имели разные потребности, но получали одинаковые суммы выплат.

Третий вариант - это своего рода компромисс между первыми двумя. Выплаты будут предоставляться с учетом региональных стандартов. Предполагается учесть качество предоставляемого жилья, но и в этом случае ожидаются проявления недовольства, поскольку данное решение не предполагает той скрупулезности в высчитывании компенсации для каждого льготника, как первый вариант.

Пока на федеральном уровне жилищные льготы еще не упорядочены, некоторые регионы принимают самостоятельные решения. В Татарстане, Ростове, Ленинградской, Магаданской, Тюменской областях и Краснодарском крае власти уже меняют систему оплаты жилья для региональных льготников. В том же Татарстане впервые в стране монетизированы уже и федеральные жилищные льготы, сообщает РГ.

В других регионах тоже проводятся подобные эксперименты. Кстати, согласно опросу, проведенному в январе 2006 года, большинство граждан предпочитают получать скидки по оплате жилья, а не платить 100% стоимости, получая денежные компенсации. Но уже в начале 2005 года каждая седьмая семья получала адресные субсидии на жилье. Так что, поскольку в некоторых регионах уже наработан какой-то опыт, его планируется обобщить и проанализировать, распространив в дальнейшем на всю страну.

Эксперты склоняются к компромиссному, третьему, варианту жилищных льгот, но возникает ряд сложностей.

Во-первых, необходимо решить вопрос, за кем сохранятся льготы по оплате жилья. Будут ли это только ветераны, инвалиды, многодетные семьи и т.п. или компенсации дадут также получателям ведомственного жилья, например, врачам, учителям и чиновникам?

Во-вторых, по данным РГ, власти так до сих пор и не удосужились подсчитать, сколько всего, собственно, в стране жилищных льготников. Соответственно неизвестна и цена реформы. Так или иначе, власти планируют продолжить эксперименты в регионах, а затем монетизировать жилищные льготы отдельным федеральным законом. Вступление его в силу ожидается не ранее 2010 года.