Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России продано и роздано уже около 200 млн сим-карт для сотовых

20 августа 2009, 13:48
В конце июля в России действовало 199,9 млн sim-карт, подсчитала AC&M-Consulting. Это те sim-карты, которые считают активными сами операторы.
Например, «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2 учитывают только те карты, владельцы которых совершили последнюю платную транзакцию не более трех месяцев назад, а МТС — не более полугода назад.

Если бы все операторы вычеркивали абонентов из базы после трех месяцев молчания, в конце июля в России числилось бы 140-145 млн активных sim-карт, т. е. уровень проникновения составил бы около 100%, считает партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский. В реальности же сотовой связью пользуется 80-85% россиян, предполагает он (не более 121 млн человек) — у многих абонентов по несколько sim-карт.

Мобильной связью в России пользуется 97 млн человек, у которых максимум 114 млн sim-карт, оценивает Дмитрий Деев из MForum Analytics, уточняя: учитываются только те карты, которые использовались не более месяца назад.

Несмотря на большое количество мертвых sim-карт, в этом году операторы вернулись к практике бесплатных подключений. «Ведомости» убедились в этом: один корреспондент видел недавно, как продавец контрактов «Вымпелкома» в московском торговом центре предлагал бесплатные sim-карты, а другой корреспондент — студентов, раздающих sim-карты МТС у одной из станций метро.

Промоутеры МТС не раздают sim-карты бесплатно, заверяет ее представитель Елена Кохановская: за каждую нужно заплатить минимум 100 руб. Правда, вся эта сумма оказывается на счете новоиспеченного абонента, признает она, сама карта не стоит ничего. Программа продвижения контрактов через промоутеров и мобильные стойки, которую МТС запустила во II квартале, оказалась эффективной, говорит Кохановская: порядка 60% абонентов, которые приобрели sim-карты таким образом, до сих пор пользуются услугами МТС. Доход от них невелик, признает она, но зато и затраты на их привлечение намного ниже средних.

За II квартал 2009 г. у МТС прибавилось 2,8 млн российских абонентов, средний счет на пользователя вырос по сравнению с I кварталом на 5%, а затраты на привлечение абонента сократились на 9,6%.

«Вымпелком» (за II квартал еще не отчитался) не распространяет sim-карты бесплатно, говорит его пресс-секретарь Ксения Корнеева, хотя не исключает, что это могут делать его промоутеры. Оператор ориентирован на привлечение качественных абонентов, продолжает Корнеева: хотя рынок насыщен до предела, абоненты могут менять операторов или покупать sim-карты, чтобы воспользоваться новыми услугами. Одну sim-карту абонент может использовать в городе, другую — в области, третью, например, в роуминге или для звонков по межгороду, развивает эту мысль Кохановская из МТС.

Пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Зверева оценивает реальный уровень проникновения сотовой связи в России в 75-80%. По ее словам, бесплатных sim-карт «Мегафон» не раздает и абонентов, затраты на привлечение которых превышают доход от них, у компании нет.

Операторы продолжают стимулировать новые подключения, потому что боятся потерять долю на рынке — ведь расстановка сил на рынке сотовой розницы, через которую идет основная часть подключений, меняется, объясняет Деев. С осени 2008 г. с рынка ушли «Диксис», «Цифроград», «Беталинк», а 49,9% крупнейшего сотового ритейлера — «Евросети» приобрел «Вымпелком». Активное продвижение sim-карт через промоутеров — реакция и на эти события, согласен менеджер одного из сотовых операторов.