Раздел Бизнес
17 августа 2009, 09:55

Срок действия пошлин на ввоз иномарок будет продлен

Комиссия по защитным мерам во внешней торговле при правительстве РФ в конце месяца продлит истекающий 1 сентября срок действия 30-процентных пошлин на ввоз в Россию новых иномарок.
Об этом пишет в понедельник газета "Коммерсант".

В распоряжении издания оказалась часть презентации Минпромторга к заседанию комиссии. Введенные в декабре прошлого года пошлины положительно сказываются на российской автопромышленности, говорится в документе. Производство машин внутри России (как отечественных, так и иномарок) теперь преобладает над импортом (до кризиса ситуация была обратной), сокращение персонала в автопроме происходит планомерно, а федеральный бюджет наращивает доходы за счет повышенных таможенных сборов, считают в министерстве.

По данным Минпромторга, в январе и июне 2009 года в России был примерно один и тот же объем продаж автомобилей - немногим более 100 тысяч машин в месяц (новых и подержанных). Но если в январе автомобили, произведенные в России, составляли только 43% этих продаж, то в июне - уже 61%. Повышение пошлин привело к тому, что выпуск машин внутри России теперь преобладает над их импортом: в январе импорт составил 31,2 тысячи новых иномарок при объеме сборки машин в России на уровне 18,2 тысячи машин. В июне, наоборот, импорт новых иномарок был ниже (37,2 тысячи автомобилей) объема внутрироссийского производства (58,8 тысячи).

Из-за того, что производство машин внутри России падает медленнее, чем их импорт, российские автозаводы медленнее сокращают персонал, подчеркивает Минпромторг в презентации. До кризиса общая численность занятых в автомобилестроении составляла 491,1 тысячи человек, сейчас она сократилась до 410 тысяч. Но если бы не пошлины на импорт иномарок, сокращение было бы гораздо большим (до 342,1 тысячи человек), утверждает министерство. Наконец, пишет "Коммерсант", повышение пошлин увеличило доходы бюджета: за истекший период 2009 года пошлин от ввоза легковых автомобилей было собрано на 2,7 миллиарда рублей больше, чем в 2008 году. Это произошло несмотря на то, что объем импорта вслед за падением рынка и введения пошлин сократился сразу на 58%. Министерство признает, что пошлин от ввоза подержанных автомобилей, импорт которых в результате защитных мер государства практически прекратился, было собрано меньше, чем в 2008 году, но за счет сборов от импорта новых иномарок бюджет все равно получил больше поступлений.

Как пишет газета, аргументы Минпромторга говорят о том, что министерства не собираются отменять или снижать пошлины на импорт иномарок в Россию, и комиссия по защитным мерам, которая пройдет в конце августа, наверняка решит продлить их на постоянной основе (с начала 2009 года пошлины действуют на временной основе, срок действия истекает в конце сентября). В Минпромторге официально подтверждают лишь то, что заседание комиссии назначено на конец августа, но давать какие-либо прогнозы по поводу ее решения отказываются.

Дилеры уже отмечали, что в кризис спрос действительно смещается к автомобилям, произведенным внутри России, в первую очередь к отечественным брендам ("АвтоВАЗ" сумел с начала года нарастить свою рыночную долю с 25,5 до 30%). Однако как дилеры, так и сам "АвтоВАЗ" объясняли это не столько введенными пошлинами на импорт иномарок, сколько девальвацией рубля и падением доходов населения. По словам одного из автопроизводителей, на одном из недавних совещаний глава Минэкономики Эльвира Набиуллина предложила президенту "АвтоВАЗа" Борису Алешину написать официальное письмо в министерство с просьбой от завода продлить действие пошлин на импорт автомобилей - это было бы еще одним аргументом в пользу такого решения. Однако господин Алешин, утверждают источники "Коммерсанта", сказал на это, что "заводу пошлины вовсе не обязательны". Ранее он делал аналогичные заявления на форуме "Россия-2009", организованном ИК "Тройка Диалог".

Если пошлины продлят, то продажи собранных в России автомобилей будут только расти, поскольку до последнего времени импортеры иномарок распродавали остатки 2008 года, уверен Михаил Пак из ИФК "Метрополь". В том, что пошлины будут продлены, он уверен. "Конечно, для потребителей, за счет которых государство поддерживает российскую автопромышленность, это не самая приятная новость",- говорит аналитик. Впрочем, часть этих же потребителей рискует потерять работу, если автосборочные производства в России из-за снятия таможенных барьеров закроются, отмечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.