Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Cебестоимость жилья в Екатеринбурге снова растет

22 мая 2009, 09:55
Екатеринбургские застройщики увеличили себестоимость готового жилья. И это в условиях стремительного падения цен на стройматериалы.
Новый повод нашелся быстро – высокие проценты по кредитам и малодоступность заемных средств – их строители и закладывают в себестоимость. Эксперты называют такие действия противозаконными, указывая на непрозрачность рынка – застройщики вновь переложили свои издержки на конечных потребителей.

Себестоимость готового жилья в Свердловской области продолжает расти. Так уверяют строители, жалующиеся на недоступность кредитов и отсутствие дольщиков. «Себестоимость квартир по сравнению с прошлым годом выросла. Мы вынуждены закладывать в нее слишком высокие ставки по банковским кредитам – их вообще сейчас дают крайне неохотно. Полагаю, себестоимость в этом году выросла до 35 тыс. рублей. В прошлом году она была ниже – 30-32 тыс. рублей», – заявил «Новому Региону» владелец строительной корпорации «Маяк» Владимир Коньков. Он называет такие меры вынужденными – граждане не готовы вкладываться в «долевку», кредиты недоступны, средств на окончание начатых проектов нет. При этом ситуация на строительном рынке «аховая»: по оценкам г-на Конькова, больше 30 % жилых объектов с невысокой степенью готовности в Свердловской области заморожены. «Когда они будут окончены, или хотя бы на них продолжатся хоть какие-то работы – неизвестно», – отмечает он.

При этом сами застройщики продолжают твердить, что государство не помогает им в условиях кризиса. Хотя это не мешает отдельным екатеринбургским компаниям повышать стоимость своих проектов сильнее, чем раньше. «Ситуация на первичном рынке хуже, чем на вторичном. Возможно, поможет попечительский совет при горадминистрации, деятельность которого направлена на поддержку жилищных проектов. Однако одобрение получают далеко не все – из 16 заявок одобрены всего 6 – у других есть проблемы с оформлением документации», – указывает исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустем Галеев.

По его словам, говорить о снижении себестоимости не приходится – во всех положительных случаях речь идет о старых объектах. «Они были заложены больше года назад, их степень готовности около 50 % – их себестоимость не изменить. По новым проектам другая крайность – они заморожены», – говорит Галлеев.

При этом впервые в этом году в Свердловской области не будет увеличен план по объему вводимого жилья – его решили оставить на уровне 2008 года. «Сейчас главное удержаться на показателях прошлого года. Мы радостно увеличивали темпы строительства, но потом экономическая ситуация резко изменилась, поэтому пока загадывать сложно. Следует констатировать, что произошло существенное снижением объемов строительства, особенно это касается новых жилых объектов», – говорит пресс-секретарь Минстроя Елена Толмачева. При этом известно, что прошлогодний план в 2 млн. квадратных метров выполнен не был. Зато, по словам директора областного Союза строителей Виталия Падчина, завершение ряда прошлогодних объектов позволило в I квартале этого года ввести жилья на 2 % больше, чем в прошлом.

Впрочем, директор ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин ситуацией на рынке и удорожанием себестоимости не удивлен. Он указывает, что она снижается только в тех случаях, когда строительство ведется законно и без привлечения заемных средств: «Однако кто сказал, что строить жилье должны на заемные средства, где у застройщиков свои деньги, где инвесторы, которые были недавно?». Он полагает, что в себестоимость жилья застройщики теперь закладывают кредиты, взятые на возведение старых объектов.

Кроме того, отмечает собеседник агентства, у некоторых компаний существует масса подразделений, включая свои риелторские фирмы – в итоге «накрутка» доходит до 60 тыс. за квадратный метр. «Просто прибыль расписана «по карманам» разных компаний», – убежден он, называя эту политику «секретом Полишинеля».

Аналитик уверен – в действительности для снижения себестоимости жилья есть немалые резервы. «Ни один застройщик не думает об оптимизации строительства. Его неэффективность в России налицо – еще ничего нет, но на площадке уже стоит кран, и ходят какие-то люди. Потом это все перекладывается на покупателей – за ошибки застройщиков платят граждане. До кризиса это удавалось спихивать на покупателей, но долго так продолжаться не сможет – придется позаботиться об эффективности бизнеса – сократить непроизводственный персонал, перейти на более дешевые материалы, или же уходить с рынка», – уверен Константин Селянин.