Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Выручка российских автозаводов почти не снизится

28 апреля 2009, 13:13
По прогнозам Минпромторга, на фоне общего падения рынка автомобилей в 2009 году на 60%, продажи российских автомобилей будут снижаться медленнее - основное сокращение произойдет за счет импорта.
Выручка же российских автозаводов почти не снизится в результате серьезного роста средней стоимости автомобиля. Для моделей "АвтоВАЗа" она увеличится почти на 30%, в основном за счет смещения продаж в сторону более дорогих Priora и Kalina, пишет "Коммерсант".

Издание указывает на презентацию Минпромторга, в которой министерство дает предварительный прогноз ситуации на российском авторынке в 2009 году. В ней сказано, что продажи легковых автомобилей в России (как новых, так и подержанных) в этом году упадут более чем вдвое - на 60%. Фактически они могут составить 2,05 млн машин.

Основное сокращение будет идти за счет падения прямого импорта автомобилей в Россию. Например, импорт подержанных иномарок упадет сразу на 75% - до 169 тысяч штук, а новых - на 48,7%, до 747 тысяч. Однако пока прогнозы Минпромторга не совсем согласуются с реальностью. В первом квартале производство автомобилей в России упало на 65% при снижении продаж в целом по рынку на 40%.

Импорт упадет вслед за введением фактически заградительных пошлин на ввоз иномарок в Россию, говорит Михаил Пак из ИФК "Метрополь". Это означает, что основу российского авторынка в 2009 году должны составить автомобили, собранные на территории страны: их, согласно прогнозам Минпромторга, должно быть продано 1,14 млн машин против 916 тысяч импортированных. Импорт упадет на 57%, тогда как продажи автомобилей, собранных в России (включая иномарки российской сборки), - всего на 13,3%. Из тех машин, которые будут собраны и проданы в России, большинство (625 тысяч) должны составить отечественные легковые бренды ("АвтоВАЗ", ГАЗ, УАЗ), прогнозируют в министерстве.

Одновременно должно произойти удорожание модельного ряда как по иномаркам, так и по отечественным брендам, говорится в презентации Минпромторга. Например, средняя цена автомобилей, продаваемых АвтоВАЗом, в 2009 году поднимется на 28,2% - до 239 тысяч рублей (в 2008 году - 187 тысяч рублей). Рост объясняется в том числе и увеличением розничных цен, но только на этот фактор ссылаться невозможно, говорит Михаил Лямин из Банка Москвы.

По его словам, средняя цена Lada в 2009 году вырастет в основном за счет того, что спрос смещается к более дорогим моделям Priora и Kalina. Аналитик поясняет, что "сегодня покупает машину только та часть населения, у которой пока еще остаются хоть какие-то сбережения, и совсем дешевый автомобиль (семейства "классика") эти люди приобретать не хотят". Аналитик допускает, что во второй половине года, "когда у населения может не остаться сбережений", спрос начнет смещаться, наоборот, к крайне дешевым машинам.

Повышение средней стоимости продаваемых авто позволит российским автозаводам нивелировать падение финансовых показателей из-за обвала рынка. В презентации Минпромторга приводится прогноз выручки АвтоВАЗа на 2009 год (153,2 млрд рублей), которая упадет не более чем 4,3% при фактическом падении продаж завода на 25,3%.

Аналогичная ситуация может быть и с "Соллерс": если фактические продажи компании могут снизиться на 11,6% (до 113,5 тысяч машин), то выручка - не более чем на 0,5% (до 65,5 млрд рублей).

Обратная ситуация только у группы ГАЗ, производителя коммерческой техники, падение выручки которой Минпромторг ожидает на большем уровне (на 40,6%), нежели фактических продаж (на 27,7%). Это может быть связано в том числе с тем, что ГАЗ пообещал серьезно декостировать свой основной продукт - "Газель" до 6 тысяч долларов, говорят аналитики.