Раздел Бизнес
11 марта 2009, 12:23

Банки внедряют социальные программы, подстраховываясь от невозврата кредитов

Рост риска невозврата кредитов вынуждает банки предлагать заемщикам, почувствовавшим на себе последствия кризиса, льготные варианты реструктуризации задолженности.
Сами банкиры называют подобные акции социальными и отмечают, что выделяемые под них ресурсы являются ограниченными. По словам экспертов, отрицательная динамика в экономике дает основания ожидать, что в 2009 году спрос и предложение социальной реструктуризации резко вырастет, пишет в среду РБК daily.

Сложные финансовые времена заставили многие компании забыть о социальных тратах, несмотря на заявления властей, не раз указывавших, что принцип социальной ответственности бизнеса является одним из ключевых факторов, который поможет России пережить трудные времена. Особо сложная ситуация наблюдается в банковской отрасли. Потребительский бум захватил многих россиян, бравших деньги в долг у банков, но расплата по взятым кредитам после начала финансового кризиса оказалась для некоторых неподъемной. Эксперт Института экономики переходного периода Лев Фрейнкман отмечает, что такая тактика выгодна самим банкам, которые стремятся не допустить сильного роста доли «плохих» кредитов, что вынуждает банкиров выводить из активного оборота слишком много денег.

Банки, хоть и не всегда охотно, идут навстречу заемщикам, внедряя программы по реструктуризации задолженности. Разного рода послабления при выплате кредита своим клиентам уже сделали такие банки, как "Альфа-банк", "Промсвязьбанк", "Собинбанк", "Траст", "Уралсиб" и другие. Главный аналитик МК "Аналитика" Олег Буклемишев отмечает, что подобные преференции - это не обязанность, а жест доброй воли со стороны банков, и заемщики должны это понимать.

Руководитель пресс-службы банка ВТБ 24 Анна Амелькина сообщила РБК daily, что "каждый случай с проблемными кредитами в банке рассматривается отдельно - сложившейся общей практики на этот счет нет; но общий принцип заключается в том, что заемщик все-таки должен выполнять свои обязательства перед банком". Начальник управления розничных кредитных продуктов Промсвязьбанка Иван Ивкин отметил, что "банк может предоставить льготный период, во время которого клиент не будет погашать основной долг или вообще не будет осуществлять платежи в течение определенного времени; также отсрочка может предоставляться на оплату основного долга либо на внесение всего платежа по кредиту". Директор по взысканию просроченной задолженности "Альфа-банка" Ольга Мазурова сообщила, что в условиях сложной экономической ситуации банк с конца января приступил к оформлению клиентам "кредита на рефинансирование задолженности". Потерявшим работу или испытавшим резкое снижение уровня доходов клиентам предлагается новый кредит для изменения условий погашения долга. Правда, ипотечное кредитование в программу рефинансирования не входит.

Директор по внешним связям национального банка "Траст" Андрей Согрин рассказал, что их банк одним из первых разработал региональную программу для пострадавших от кризиса сотрудников предприятий-партнеров. Продукт получил название кредит "Социальный".

"На реструктуризацию кредита смогут рассчитывать уволенные по сокращению, отправленные в бессрочные отпуска или те, кому сократили заработную плату", - говорит Согрин. Суть программы в том, что банк предлагает заемщикам оформить новый кредит по более низкой процентной ставке и на более длительный срок.

"Таким образом, клиент погашает старую задолженность, а по новому кредиту существенно снижаются ежемесячные платежи", - уточняет Согрин. По его словам, для "Траст" эта программа вовсе не способ избежать просроченных платежей, а акт доброй воли и собственная инициатива ключевого акционера банка Ильи Юрова, который решил, что для банка эта программа не должна носить коммерческий характер и будет реализовываться практически по себестоимости. "Поскольку ресурсы одного коммерческого банка ограниченны, в программе "Траста" смогут принять участие клиенты тех предприятий-партнеров, которые местные администрации включат в список наиболее пострадавших от кризиса", - отмечает Согрин. По предварительным расчетам, банк сможет помочь примерно 70 тысячам клиентов.