Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Труд на Урале стал суровым: соцпакет отменен, зарплаты урезаны, вакансии стали дефицитом

15 января 2009, 16:57
Уже через месяц Свердловскую область ждет волна массовых увольнений. Большинство заявок о сокращениях были поданы еще в декабре – за два месяца до вступления в действие антикризисных мер.
Масштабное высвобождение персонала в реальном секторе, как передает корреспондент «Нового Региона», придется как раз на февраль-март. В прошлое уходят и колдоговоры – крупнейшие предприятия в массовом порядке заключают антикризисные договоры, снижающие объем соцгарантий. Областная Федерация профсоюзов уже заявила, что уральская экономика стремительно катится во времена голодных 90-х годов, когда на первом месте стояла только зарплата, а не расширенный соцпакет.

Как рассказал «Новому Региону» замруководителя Федерации профсоюзов Свердловской области (ФПСО) Алексей Киселев, уже в июле в регионе будет насчитываться 65 тыс. безработных. Однако и нынешнее положение дел пугает – если в сентябре 2008 года на Среднем Урале была 41 тыс. свободных рабочих мест, то уже в январе их количество сократилось до 16 тыс. вакансий. На сегодняшний день без работы остались порядка 42 тыс. человек, но настоящие сокращения еще даже не начинались, отмечает Алексей Киселев.

«Основная часть увольнений придется на февраль-март, хотя уже сейчас уволиться с работы предлагают пенсионерам, закрыт прием на предприятия. К примеру, ТМК в ноябре подала заявку на сокращение 2,5 тыс. работников. Хорошо, что за счет высвобожденных пенсионеров и закрытия вакансий в итоге получилась меньшая цифра – порядка 900 человек», – приводит пример г-н Киселев. Тем временем на предприятиях реального сектора продолжается сокращение рабочих недель. И если в октябре-ноябре можно было говорить об относительной единичности таких случаев, то теперь на 90 % свердловских производств работают по четыре и три дня.

Самыми проблемными отраслями, активно применяющими сейчас антикризисные меры, в ФПСО называют базовые секторы уральской экономики – металлургию, машиностроение, горную добычу, строительство, ремонтные предприятия, цементные заводы. Страдают и небольшие предприятия – ремонтники, электрики, каменщики, которые долгие годы обслуживали крупных промышленников, но в кризис остались без их заказов.

Не обходится и без жалоб на незаконные действия работодателей. К примеру, рабочие Буланашского машиностроительного завода еще в декабре обратились в ФНПР, жалуясь, что их заставляют увольняться. Сигнал был переадресован областной прокуратуре, в начале января предприятие проверили, и замдиректора по персоналу завода был снят с должности за нарушение КЗОТ.

«Сейчас мы возвращаемся в 90-е годы – на первый план выходит занятость населения. Главное, чтобы человек работал, имел хоть и не стопроцентный, но ежемесячный доход. Да, неполная зарплата, короткий рабочий день, но важно, чтобы человек не бездельничал, мог платить налоги, коммуналку, оплачивать кредиты, детсад, школу», – говорят в ФПСО.

Новая концепция уже отразилась на форме взаимоотношений рабочих и заводских администраций. Около 40 металлургических предприятий попытались в конце прошлого года перезаключить трудовые договоры, но сделать это не получилось. Вместо колдоговоров появились новая форма договоренностей – антикризисные соглашения. В лучшем случае были пролонгированы предыдущие договоры на 2007-2008 годы – переписаны гарантии, либо снижены социальные блага.

«Это некая форма выхода из кризиса. Т.е. не только олигарх теряет прибыль, но и рабочие отказываются от части корпоративных мероприятий или благ», – говорит Киселев. По его словам, в Свердловской области «пионерами» новой практики стали те же металлурги. Антикризисные договоры заключены на местных предприятиях Евраз-Холдинга, ОК РУСАЛ, ТМК, Группы «Синара».

«Практика показывает, что начался частичный отказ от соцгарантий. Предположим, на производстве сохраняются рабочие места и зарплаты, но урезается соцпакет. Это может быть проведение каких-то спортивных и юбилейных мероприятий, дотации на детсады, доставка на работу, оплата связи и т.п. И в лучшие времена эти условия рассматривались индивидуально, теперь же их сохранение и вовсе маловероятно. К самым необходимым, которые желательно было бы все-таки сохранить, относятся такие гарантии, как посещение ребенком детсада, ежеквартальные и ежемесячные выплаты работающим пенсионерам, материальная помощь в случае потери здоровья, травм», – считает замруководителя ФПСО.