Раздел Бизнес
2 декабря 2008, 11:51

Роспотребнадзор занялся уральскими банками

На Среднем Урале существенно выросло количество жалоб на действия банков – об этом свидетельствуют данные службы по защите прав потребителей.
Как рассказали «Новому Региону» в пресс-службе областного управления Роспотребнадзора, если во 2 квартале нынешнего года с жалобами на банки обратились всего 10 уральцев, то, начиная с сентября и по сегодняшний день, в надзорный орган поступило уже 25 письменных жалоб. В основном, граждане жалуются на определенные банки – «СКБ-банк» («Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу»), «Банк 24.ру», «Свердловский Губернский Банк», «Уральский банк реконструкции и развития», Банк «Северная казна», АКБ «Союз» и другие.

Согласно данным специалистов службы по защите прав потребителей, нынешней осенью изменилась тематика потребительских жалоб. Ранее основной причиной обращения служило несогласие с начисленной суммой задолженности, штрафа, комиссией по кредитным договорам. Теперь же большинство жалоб вызвано нарушением обязательств по договору банковского вклада.

«Как правило, жалобы содержат имущественные требования – о выдаче вклада, возмещении убытков, неустойки и прочего. В соответствии с действующим законодательством данные споры рассматриваются в претензионном и судебном порядке», – поясняют в Роспотребнадзоре. Отвечая на такие жалобы, управление информирует, что на основании статьи 15, статьи 395 ГК РФ, а также статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» граждане вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с банка незаконно удерживаемых денег, процентов за нарушение срока исполнения денежного обязательства, возмещении убытков и морального вреда. Отметим, что в случае подачи иска гражданин вправе привлечь специалистов Роспотребнадзора для составления заключения по делу о защите прав потребителей.

Анализируя работу финансовой сферы, эксперты отмечают, что часть свердловских банков не идут на досудебное урегулирование споров с гражданами. В частности, продолжают поступать материалы о том, что «Банк 24.ру» не удовлетворяет законные требования уральцев о возвращении их денежных средств.

Также, помимо нарушений имущественных прав граждан, на Среднем Урале выявляются признаки административных правонарушений, таких как включение в договор (о кредите, банковском вкладе) условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, и непредоставление необходимой информации об услугах.

«Стоит отметить отдельно, что в последнее время банки стали принимать меры по увеличению процентной ставки по кредитному договору. Так ОАО «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (АКБ СКБ Банк) направляло гражданам письма об увеличении размера процентной ставки и ежемесячного платежа. Данные письма поступили даже гражданам, которые заключили договор без условия об одностороннем изменении процентов по кредиту», – поясняют в Роспотребнадзоре.

Между тем, необходимость в подписании дополнительных соглашений отсутствует. Если договор не предусматривает право банка на одностороннее изменение процентной ставки, то без согласия гражданина обязательства сохраняются в первоначальном виде. «Учитывая данные обстоятельства, в случае несогласия с односторонним изменением условия договора, следует обращаться в суд. В процессе судебного разбирательства будет проверена обоснованность и законность действий банка», – советуют в Управлении.

Стоит добавить, что сегодня, в целях защиты граждан, в банковско-потребительское законодательство вносятся изменения. В частности, они коснулись статьи 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и статьи 10 Закона «О защите прав потребителей», согласно которым до изменения условий кредитного договора граждане должны получить информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размер платежей заемщика, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. Независимо от порядка изменения договора, без соблюдения данного требования договор не может быть изменен.