Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мертворожденная логистика: как в Екатеринбурге прикончили проект транспортного будущего

17 января 2017, 13:26
расследование
Мертворожденная логистика: как в Екатеринбурге прикончили проект транспортного будущего
Фото: Архив 66.ru; www.rolsy.ru
План был прекрасен: построить в городе огромный, производительный и удобный транспортный хаб, через который шли бы составами грузы со всего мира. А заодно — расчистить участок под жилую застройку. Но не вышло. Логичный и нужный проект скончался, а его частные инвесторы оказались должниками своих же партнеров в лице администрации Екатеринбурга. Как так вышло — в материале 66.ru.

Для начала напомним суть дела. Задуманный мэрией Екатеринбурга еще в 2002 г. Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр, раскинувшись на площади 53 га, обещал стать глобальным логистическим узлом на транспортном коридоре Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород с продолжением в Ханты-Мансийск через Серов.

В своей первоначальной версии идея предполагала объединение автотранспортной артерии Серовского тракта с расположенным на соседнем участке железнодорожным контейнерным терминалом компании «Уралконтейнер». Но главное — мэрии очень хотелось вынести на новый участок грузовой двор станции Екатеринбург-Товарный, расположенный в центре города, в треугольнике улиц Гражданская — Челюскинцев — Стрелочников, а высвобожденную землю пустить под жилую застройку.

Внешне идея обмена с «дочками» РЖД «золотыми кольцами» выглядела блестяще: семейство аффилированных железнодорожных компаний вместе с огромным земельным наделом получает радужные перспективы развития своего профильного транспортно-логистического бизнеса, а город — землю под новый респектабельный жилой микрорайон.

Для скрепления альянса участники и зарегистрировали ОАО «ЕАМТЛЦ», акционерами которого стали Комитет по управлению городским имуществом Екатеринбурга, МУГИСО, две «дочки» РЖД — ЗАО «Уралконтейнер» и страховая компания «Экспресс-гарант», плюс два миноритарных инвестора (по 5% акций) — ДГУП «Ростэк-Екатеринбург» и главный герой этой запутаннной логистической мелодрамы — транспортная компания «Лорри».

Мертворожденная логистика: как в Екатеринбурге прикончили проект транспортного будущего
«Нам интересно развивать в городе Екатеринбурге складирование и дальнейшую дистрибуцию. Мы намерены сделать все возможное, чтобы наши клиенты могли пользоваться здесь складскими услугами, в частности, при транзите грузов с Дальнего Востока в порты Финляндии».
Ари-Пекка Тюнюс, начальник по сбыту сектора перевозок с Россией и СНГ «Железных дорог Финляндии». Газета «Гудок», 7 марта 2007 г.

Поначалу все шло к тому, что будущий транспортно-логистический узел станет образцово-показательным примером частно-государственного партнерства. К 2004 году появился первый бизнес-план, а еще через несколько лет проект ЕАМТЛЦ был включен в бюджет федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России 2010–2020 гг.», в Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области и даже в Стратегический план Екатеринбурга.

Было открыто финансирование или нет — вопрос до сих пор остается без ответа. Однако очень скоро по новому частно-государственному тресту пошла трещина. Оценив экономический потенциал предлагаемого к освобождению участка, железнодорожники передумали расставаться с золотой жилой и заявили собственные интересы по строительству жилья на нем.

Михаил Вяткин, председатель Архитектурно-градостроительного совета Екатеринбурга:

Мертворожденная логистика: как в Екатеринбурге прикончили проект транспортного будущего

— Когда-то мы вели переговоры с РЖД о том, что территория станции Екатеринбург-Товарный перейдет в собственность города. Эти переговоры вел лично Аркадий Чернецкий. Но потом город отказался от своих притязаний — в том числе учитывая то, что РЖД и без того много сделала тогда для Екатеринбурга.

По данным информированных источников Портала 66.ru в руководстве областной Торгово-Промышленной палаты, поняв, что от изменения позиции РЖД реализация проекта зашла в тупик, городские власти вышли на новый раунд переговоров, предложив железнодорожникам новый проект: перенести на участок ЕАМТЛЦ станцию Свердловск-Сортировочный. Причем вместе с рельсами.

Однако стоимость рекультивации территории под жилую застройку оказалась настолько запредельной, что продолжение темы утратило всякий смысл.

Текст: Максим Фадейков. Фото: архив 66.ru