Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

ФАС возбудила дело против нефтяников

16 июля 2008, 10:36
ФАС выполнила поручение президента и возбудила дела в отношении пяти нефтяных компаний, включая государственные.
ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» обвиняются в картельном сговоре и установлении монопольно высоких цен на авиакеросин и дизельное топливо. «Газета» сообщает, что таким образом ФАС отреагировала на заявление премьер-министра Владимира Путина, которое он сделал в минувшую пятницу на совещании по развитию нефтегазового комплекса в Северодвинске. Цены на авиатопливо в России стали самыми высокими в мире. По данным ФАС, с конца 2007 года по июнь 2008 года цены на авиакеросин в России выросли на 70%, а стоимость дизельного топлива – на 24%.

Не прошло и недели, как первые обвиняемые были найдены. По данным Минэнерго, за пять месяцев 2008 года на предприятиях обвиненных нефтяных компаний было произведено более 3,2 млн тонн авиакеросина. Официальные представители компаний вчера были предельно кратки. Представитель «Газпром нефти» заявил, что компания работает исключительно в рыночных условиях,

Обвинение нефтяных компаний в картельном сговоре тем более интересно, что совсем недавно Владимир Путин снизил для них ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). 2 июля Госдума одобрила эту инициативу во втором чтении. По оценкам статс-секретаря – замминистра финансов Сергея Шаталова, снижение НДПИ позволит нефтяным компаниям сэкономить около 105 млрд рублей в год.

«Ведомости» комментируют, что теперь ФАС предстоит доказать, что нефтяные компании контролируют более 70% рынка авиакеросина и дизтоплива и согласованно повышают цены. Если ФАС решит, что компании злоупотребляли доминированием, им грозит оборотный штраф.

«Коммерсантъ» полагает, что бизнесмен просто обязан продавать максимально эффективно в рамках существующих ограничений. В ситуации, когда производители имеют территориальное доминирование и у них нет других ограничений, кроме психологических, упрекать их в том, что они стремятся продать подороже, некорректно. По мнению экспертов, причина роста цен на авиатопливо – увеличение цен на нефть, по сути, монопольная структура производства и монополия сервисных компаний в ряде аэропортов. Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать биржа нефтепродуктов, которая должна была заработать еще год назад, и могла бы дать рынку тот ценовой ориентир, в котором он нуждается.