Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Философия крыш. Кто и как зарабатывает на стрит-арте Екатеринбурга. Часть 1

31 августа 2016, 10:00
Философия крыш. Кто и как зарабатывает на стрит-арте Екатеринбурга. Часть 1
Фото: t-radya.com для 66.ru
Как из никому не известного граффитиста превратиться в коммерчески успешного художника, работы которого мечтают выставлять ведущие галереи, а коллекционеры со всего мира готовы удваивать ценник бесконечно, лишь бы унести очередной его шедевр с аукциона, — читайте в спецпроекте Портала 66.ru, посвященном уличному искусству Екатеринбурга.

Продано!

— Лот номер 33А, Бэнкси, «Труп телефонной будки», начнем со 100 тысяч долларов! — объявляет ведущий аукциона Sotheby's, торжественно поднимая руку вверх, как заправский конферансье. Публика заметно оживляется: сейчас начнется шоу, ради которого все собрались.

На экране монитора появляется фотография скрюченной пополам красной телефонной будки, зарубленной ледорубом и брошенной где-то на перекрестке улиц тусовочного Сохо. Будка пролежала на улице всего ночь, но за это время успела вызвать бурную дискуссию, разделившую жителей Лондона на две части. Одни увидели в арт-объекте издевательство над символом Англии, другие — настоящее современное искусство.

— 140 тысяч долларов!.. 150 тысяч!.. 160!.. Кто больше?!

За несколько дней до этого кинодокументалист Тьерри Гетта (то ли настоящий, то ли выдуманный Бэнкси персонаж) снимает, как самый известный уличный художник в мире вместе с помощниками распиливает будку на несколько частей, чтобы вонзить в ее труп орудие убийства — столь же живописное, как она сама. Надевает желтый светоотражающий жилет лондонского рабочего, складывает арт-объект в грузовую машину и отвозит его туда, где будку смогут увидеть люди. По легенде, их реакция также попадает в объектив Тьерри.

— 550 тысяч долларов — продано! — ведущий бьет по столу молотком.

Закадровый голос в документальном фильме «Выход через сувенирную лавку» сообщает, что это было время, когда цены на работы ведущих представителей стрит-арта вдруг взлетели до небес. С тех пор ни одна коллекция современного искусства больше не могла считаться полной, если в ней не было Бэнкси…

На вопрос, может ли подобная история произойти в России, когда работы никому не известного граффитиста с окраины вдруг начинают уходить с аукционов за бешеные деньги, куратор ГЦСИ — художник Владимир Селезнев отвечает: конечно, нет!

Владимир Селезнев, художник, куратор ГЦСИ:

— Такие вещи, как показаны в фильме «Выход через сувенирную лавку», у нас невозможны. Чтобы вдруг какой-то неизвестный художник стал продавать свои работы за бешеные деньги?! Да ладно! Конечно, на Западе есть воля случая. Но все равно все начинается с какой-то цифры, а что это за цифра — никто не знает.

Корейские галеристы давно придумали табличку, согласно которой определить стоимость арт-объекта можно всего по двум параметрам: возраст художника и размер его полотна. В России, где по-прежнему нет прозрачного арт-рынка, цена на произведение современного искусства складывается стихийно. Повлиять на нее может все что угодно:

  • Возраст художника;
  • Выставки, в которых он участвовал;
  • Публикации в узкоспециализированных и научных изданиях с упоминанием его имени;
  • Цитируемость в СМИ (отечественных и, что более важно для российского художника, — зарубежных);
  • Наличие работ в музейных фондах (считается, что музей плохого покупать не станет);
  • Наличие работ в публичных коллекциях, признанных арт-критиками;
  • Престижность галерей, в которых он выставляется;
  • Публичный ценник (например, во время аукционов);
  • Материал, из которого сделан арт-объект;
  • Техника;
  • Размер;
  • Общая стоимость производства;
  • История предыдущих владельцев арт-объекта;
  • Мнение арт-критиков.
Фото: vladey.net, t-radya.com, sweatergallery.ru, Artcocktail. Видео: ВОЛЬГА