Раздел Бизнес
3 мая 2007, 12:07

Путин создал «Аэрофлоту» рыночную среду

В российском небе осенью появится конкурент «Аэрофлота». Компания AirUnion, объединяющая пять региональных авиаперевозчиков, должна сформировать здоровую рыночную среду. Ради улучшения качества обслуживания пассажиров государство было вынуждено отдать контроль над новым авиагигантом в частные руки.
2 мая президент подписал указ о создании объединенной авиакомпании «ЭйрЮнион» (AirUnion). Как сообщает пресс-служба Кремля, решение принято «в целях совершенствования авиационных перевозок и повышения эффективности деятельности российских авиакомпаний». Новое акционерное общество будет создано на базе авиакомпаний «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Красноярские авиалинии» (KrasAir), «Омскавиа», «Самара», «Сибирская авиатранспортная компания» (Сибавиатранс). Также в компанию войдет ООО «AirUnion-RRJ». За полгода правительство должно провести все необходимые мероприятия и завершить образование AirUnion.

Объединенная компания будет совмещать как государственные, так и частные активы. В частности, в ее уставный капитал государство передаст госпакеты компаний KrasAir (51%), ДАЛ (50,04%) и «Самара» (46,5%). Консолидированный перевозчик будет внесен в список стратегических предприятий, государству в нем будет принадлежать не менее 45% акций.

Эксперты считают, что государство поступило правильно. «Иметь две крупные компании, подконтрольные государству, – по мнению аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Анастасии Ждановой, – было бы слишком условной конкуренцией». В данном случае вопрос о конкуренции возникает вполне оправданно. «Формируется авиакомпания, сравнимая по объемам перевозок с «Аэрофлотом», для создания конкурентной среды в сфере авиаперевозок», – пояснил помощник министра экономического развития и торговли Игорь Коньков.

В ближайшее время, по словам Конькова, будет проведена актуализированная оценка компаний, которые войдут в AirUnion, и определен объем вложений частных компаний в уставный капитал. «Финансовый вклад частных компаний будет конвертирован в покупку регионального самолета SuperJet», – уточнил помощник министра. По его словам, компания должна будет провести глубокое обновление своего воздушного парка.

Соотношение долей в компании стало предметом серьезного спора между Росимуществом и частными акционерами. Оценочная компания «Пачоли» подсчитала, что доля государства в холдинге должна была бы составить 50,04%. Ситуацию переломило включение частными акционерами в новую компанию ООО «AirUnion-RRJ», которая повысила стоимость их доли. Уставный капитал этой компании ($20 млн) как раз и является той суммой, которая позволит частным акционерам оставить у себя контрольный пакет AirUnion.

Пять авиакомпаний, которые войдут в состав AirUnion, с 2005 года уже функционируют в рамках единого альянса, но это позволяло им координировать лишь маршрутную сеть. «Теперь региональные компании объединят финансовые потоки, станут единым юридическим лицом и смогут развивать единый бренд», – перечисляет начальник управления общественных связей KrasAir Ольга Трапезникова. Аналитики также видят преимущества такого объединения: «Компании смогут более эффективно взаимодействовать, более эффективно привлекать средства на рынках капитала, – считает аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. – Через несколько лет можно ожидать выход объединенного авиаперевозчика на IPO». При этом эксперт считает, что новая авиакомпания сможет составить реальную конкуренцию «Аэрофлоту».

Судя по всему, альянс захочет потеснить «Аэрофлот» не только в России. Эксперты предполагают, что компания не ограничится развитием сети внутренних региональных перевозок. «Думаю, AirUnion будет ориентирована на международные перевозки», –предполагает Анастасия Жданова. Предположение связано с недавней покупкой венгерской авиакомпании Malev перевозчиком, аффилированным с KrasAir. Не исключено, что с учетом ожидаемого роста рынка авиаперевозок как в России, так и за ее пределами, компании будут конкурировать и на внешнем рынке.