Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Люди-гвозди. Как мошенники с птичьего рынка случайно подарили Екатеринбургу крокодиловую ферму

24 июля 2015, 13:38
Люди-гвозди. Как мошенники с птичьего рынка случайно подарили Екатеринбургу крокодиловую ферму
Фото: из личного архива Евгения Чащина; 66.RU
Дрессировщик Евгений Чащин развел двести крокодилов, сам кормит, лечит и обучает постояльцев своей фермы. А началось всё со случайной покупки на московском рынке в безумные девяностые.

Мальчишкой Женя любил истории про Маугли, но главным героем для него был не дерзкий и храбрый человеческий детеныш, а умудренный жизнью тигровый питон. Потому не собачку и не кошечку просил он у родителей, а огромную змею. В конце концов, родители сдались и отправились на московский птичий рынок — в девяностые экзотику купить можно было только там. За компанию приобрели по заказу друга маленького нильского крокодильчика.

Времена стояли такие: мода на экзотических животных набирала обороты, а информации практически не было. Евгений вспоминает, как в журнале «Юный натуралист» на полном серьезе писали, что бывают декоративные крокодилы, специальные такие карликовые породы. На ферме у Чащина есть один такой — малыш Беззубик длиной 45 см. Его братья и сестры, трехлетки, давно вымахали в 1,6 м длиной, а у этого просто произошел какой-то генетический сбой и он не растет. В естественной среде обитания такие просто не выживают. Поэтому карликовых крокодилов как некой разновидности не бывает в принципе: самый маленький крокодил, на заметку, это кайман Шнайдера, но и он вырастает до полутора метров.

Люди-гвозди. Как мошенники с птичьего рынка случайно подарили Екатеринбургу крокодиловую ферму

Гена — он не обыкновенный, а самый лучший в мире крокодил.

Об этом наши юннаты узнали уже потом. Тогда же, в хмурое московское утро, им клятвенно было обещано, что крокодильчик будет не больше 70 сантиметров длиной, а весом пару килограмм: «Как щука», — так и сказали. Когда же выяснилось, что крокодил совсем не декоративный, а самый настоящий, он остался жить у Жени и его родителей. Имя ему было дано в честь самого известного из крокодилов — Гена. С тех пор Женя и Гена живут душа в душу уже 19 лет.

Люди-гвозди. Как мошенники с птичьего рынка случайно подарили Екатеринбургу крокодиловую ферму

Карликовых крокодилов в природе не существует. Самый «маленький» вид, кайман Шнайдера, достигает 1,5 метров в длину. Если вам предлагают купить «декоративного крокодильчика», знайте, что это просто еще совсем юная особь, как на фото (здесь малышам 2,5 месяца).

Четыре года назад Евгений Чащин открыл в Екатеринбурге крокодиловую ферму, где, кстати, нашлось место и старым добрым его приятелям змеям, а также куче другой живности вроде игуан, лягушек и василисков.

Физика или химия

Евгений учился на физфаке и с рептилиями, помимо взаимной симпатии, его связывали только смутные ассоциации на тему низких температур. Но в то время как друзья по вузу подрабатывали в торговле или охране, Женя работал аниматором и постепенно стал подключать к этому делу и домашних питомцев. Потом его пригласили в небольшой частный цирк, который ездил с выступлениями по дворцам культуры маленьких городов.

Женя все больше и больше работал с Геной, научил его открывать и закрывать челюсти по команде, затем отработал трюк «поцелуй в пасть». К счастью, Гена после подобных фокусов не превратился в принца — иначе не видать бы Евгению никакой сольной карьеры.

Евгений Чащин:

Люди-гвозди. Как мошенники с птичьего рынка случайно подарили Екатеринбургу крокодиловую ферму

— В России и, наверно, во всем мире дрессуру ни в одном учебном заведении не преподают. Это мастерство, как правило, передается от отца к сыну, потому что человек, который занимается животными, должен посвятить этому делу все свое время. С животным надо, как с ребенком, — заниматься каждый день и по многу часов, чтобы оно привыкло и доверяло. А что касается нильских крокодилов, с которыми я выступаю, то считается, что они вообще не поддаются дрессировке, потому что они по натуре очень тяжелые, а кроме того из всех крокодилов еще и самые агрессивные и опасные: они всегда попытаются вас скушать. По статистике, три тысячи человек в год погибают по их вине.

Вопреки предостережениям, собирая информацию о нильских крокодилах по крупинкам и опираясь на личные наблюдения, Евгений сделал собственное шоу. С этой программой ему довелось выступать перед важными делегациями из Кореи, Китая и других стран, и благодаря ей же он обзавелся поклонниками даже в Америке. Дело в том, что таких смельчаков, которые выступают с нильскими крокодилами, на планете всего несколько, поэтому и опыт их ценный и уникальный.

Евгений Чащин:

— Даже если крокодил просто откроет вам пасть — это уже достойно похвалы. Я же добился того, что на крокодилах плаваю, они встают на задние лапки по моей просьбе. На это у меня ушло 10 лет. Один паренек из Штатов мне тут пишет: «Подскажите, как вам это удалось. У меня есть нильский крокодил, хотелось бы тоже с ним выступать». Я ему отвечаю: «Тут все просто: любовь, нежность, забота, кормление, общение». Он мне снова: «Но я хочу к нему зайти, а он меня пытается съесть». Я говорю: «Так это ж замечательно: значит, животное идет на контакт. А дальше все зависит от вас». Грубо говоря, у меня все так же и было. Животное хотело меня укусить, не хотело контактировать, но я оказался более резким и быстрым: руки-ноги на месте.

В любой дрессуре, будь то подчиненные в офисе, дети в детском саду или животные, технологии давно известны: это кнут и пряник. Но в работе с рептилиями задача осложняется еще и тем, что с ними кнут совершенно не работает, потому что интеллект их не так высок, как у млекопитающих. Наказание они могут расценивать, как испуг или агрессию, и ответить. А сражаться с 300-килограммовым крокодилом, когда вы весите пусть даже сотку, достаточно проблематично.

Люди-гвозди. Как мошенники с птичьего рынка случайно подарили Екатеринбургу крокодиловую ферму

В дикой природе, в зависимости от возраста самки, крокодилы откладывают от 10 до 70 яиц. по словам Евгения, в условиях фермы тоже можно добиться максимального потомства, пока же самая большая кладка была 25 яиц.

Сейчас на ферме три артиста-крокодила: Гена, Ума и Белла. Уже пару лет Евгений работает над дрессировкой Тотоши. Первое, что он должен научиться делать — слушаться хозяина, запомнить определенную команду, определенную интонацию. Команды для крокодилов мало чем отличаются от команд для собак, но, если верить ученым, крокодил может запомнить максимум пять команд. Причем целый год может уйти только на то, чтобы крокодил хотя бы начал слушаться.

Приручение крокодилов — дело тонкое, поэтому бывают и внештатные ситуации. Однажды Женю укусила Белла. Несмотря на то, что крокодилы суровы на вид, они очень трусливые. Во время одного из шоу в зале было очень шумно, зрители кричали и хлопали, Белла испугалась и слегка прикусила своего хозяина. Правда, быстро сообразила, что это свой, отпустила и успокоилась. На память об этом дне у Евгения остался небольшой шрам на руке.

История одного крокодила

Если бы о крокодилах писали женские романы, то Ума могла бы стать героиней одного из них, а автор наверняка бы заметил: «Это был крокодил с непростой судьбой». Судите сами: до того как попасть в дружную семью Чащина, Ума отсидела несколько лет в колонии №2, где ее миролюбиво звали Пыжиком (что на жаргоне заключенных значит «Пожизненно осужденный»). Но в конце концов Ума попала-таки под амнистию и была досрочно освобождена. Биография этого крокодила доподлинно не известна: в колонии об Умке ходило много легенд, но сейчас остается только гадать, каким образом она туда попала.

Люди-гвозди. Как мошенники с птичьего рынка случайно подарили Екатеринбургу крокодиловую ферму

Экспедиция в Сенегал, 2013 год. Возможно, Чащин стал первым белым человеком, которого видели местные крокодилы.

Первое время старожилу труппы Гене приходилось защищать своего хозяина от новенькой.

Евгений Чащин:

— На одном из выступлений, когда Ума еще не освоилась, я решил проверить, как она себя поведет, и легонько подергал ее за хвост. Она стала огрызаться и кидаться на меня. Гена буквально по воде побежал! У людей в зале были глаза по пять рублей и у меня такие же! Гена был маленький — метра два, весил килограммов 70. Я мог его на руках поднять. И эта малявка, в 3–4 раза меньше Умки, подбежала и стала бить Умку головой. Я его оттаскиваю, он, как собака, упирается. Это для меня было удивительно, я даже прослезился.

Сейчас Ума оправилась от тюремной жизни, где ей приходилось обитать в тесном бассейне, хорошо набрала в весе и влилась в компанию обитателей фермы.

Это магия

Иногда от соотечественников Женя слышит: «И это шоу? Вот я был в Таиланде…» Когда люди слышат о шоу с крокодилами, они ждут, что животные будут петь и плясать. Когда на выступлениях кто-то выкрикивает какие-то бахвальства, Чащин говорит: «Мое выступление не походит на шоу? Но мы же все хотим видеть шоу, не так ли? Молодой человек, спускайтесь ко мне в бассейн!». Обычно у людей быстро меняется отношение к происходящему, когда они оказываются в бассейне с крокодилом.

Люди-гвозди. Как мошенники с птичьего рынка случайно подарили Екатеринбургу крокодиловую ферму

Считается, что нильские крокодилы не поддаются выучке: характер у них тяжелый, а нрав агрессивный: они всегда попытаются скушать новоявленного дрессировщика. Тем не менее Женя, упорно работая со своими питомцами, научил их открывать и закрывать челюсти по команде, отработал трюк «поцелуй в пасть» и теперь даже плавает на них верхом.

Совсем другое дело, когда люди не понаслышке знают о повадках нильских крокодилов. Евгений несколько раз ездил в экспедиции по африканским странам. В таких поездках исследователей сопровождают местные жители. Чащин вспоминает такой случай: когда он стал воспроизводить определенный звук, который издают маленькие крокодильчики, взрослые крокодилы полезли со всех сторон. На длинной палке Женя держал кусок мяса, и зверюги стали выпрыгивать за едой метра на три-четыре. Африканцы в ужасе стали спрашивать, что происходит, на что переводчик им ответил: «Это магия». А когда удалось выманить нескольких крокодилов на сушу, Чащин даже подергал одного за хвост, чем еще больше удивил местных. Да и сами крокодилы, наверно, были удивлены не меньше: скорее всего, это был первый белый человек, которого им довелось увидеть.

Евгений Чащин:

— Конечно, это адреналин, только дурачки ничего не боятся. Но здесь никуда без здравого смысла. Когда ты 15–20 лет жизни посвятил одному животному, ты видишь его биомеханику, реакцию, понимаешь, как работают его мышцы, и можешь предвидеть, как оно себя поведет в той или иной ситуации. Плюс я же физик: законы физики, силу трения, тяготения, — никто не отменял. Когда я работаю с рептилиями, я отстраняюсь от всего вокруг. Если эмоционально мне тяжело, я к крокодилам не пойду: с ними нужна реакция, нужен всегда холодный расчет.

Чащин создал не просто ферму с крокодилами, а целую школу по работе с рептилиями. Для обывателя кажется фантастическим, что зубы у крокодила растут всю жизнь и каждый меняется по 45 раз, а кожа у змей есть даже на глазах и она тоже сходит со всей остальной эпидермой. Но Женю таким точно не удивишь, потому что для нас это занимательные факты, а для него — просто жизнь.

Текст: Полина Борисевич для 66.ru. Фото: из личного архива Евгения Чащина