Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Константин Брызгалов, Мотив: «Мы работаем не для хипстеров и гиков»

10 июня 2015, 13:00
Константин Брызгалов, Мотив: «Мы работаем не для хипстеров и гиков»
Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru
Заместитель генерального директора «Мотив» о том, как оператор пережил валютные колебания, зачем в этом году в компании собираются увеличить бюджет на благотворительность и почему не думают бороться за хипстеров.

Замгендиректора компании «Мотив» мы встретили почти случайно — застали топ-менеджера в офисе за стойкой консультанта. В течение июня каждый четверг он будет выходить «на фронт» в качестве обычного сотрудника салона связи. Ну, а мы, воспользовавшись случаем, расспросили Константина Юрьевича о том, стали ли люди меньше тратить на мобильную связь, как себя чувствует региональный сотовый оператор, пока федералы терпят убытки, и чего стоило построить сеть 4G, когда доллар одномоментно взлетел в цене.

Константин Брызгалов, Мотив: «Мы работаем не для хипстеров и гиков»

Константин Брызгалов встречает посетителей офиса «Мотив». Весь июнь по четвергам он не только зам генерального директора, но и простой консультант. Завтра, 11 июня, с 13:00 до 16:00 вы можете встретить его в офисе на ул. Красных Командиров, 1. А его коллеги — коммерческий руководитель екатеринбургского филиала Евгений Трухин и директор по продажам Дмитрий Фролов — будут работать в офисах на ул. Титова, 26 и на ул. Советская, 39.

— Топ-менеджера в роли консультанта в офисе сотового оператора встретишь нечасто. Расскажите почему вы сегодня вышли на передовую, в лучших традициях американских компаний?
— Ну отчего же только американских? Это полезная практика. Так делают не только в McDonalds, но и почти в любой компании, которой реально важно, что о них думают клиенты. Мы пользуемся своим преимуществом домашнего оператора. В отличие от федеральных операторов, которые общаются со своими абонентами в лучшем случае в Московских офисах, мы можем выйти в народ, увидеть, как и чем живут люди за пределами МКАД.

— С какими вопросами люди приходят?
— Я заметил, что в этот офис заходят опытные абоненты, которые четко знают, что им нужно –sim-карту заменить, какую-то опцию подключить или отключить и так далее. Только нескольким людям мне удалось помочь войти в ряды наших абонентов, рассказать об услугах и тарифах.

— Как реагируют клиенты, когда узнают, что их обслуживает не простой консультант, а заместитель генерального директора? Может, жалуются на что-то или каверзные вопросы задают?
— Я пытаюсь их на это натолкнуть, но подозрительно всем все нравится. Несколько замечаний и предложений высказали — учтем.

— Поведение ваших абонентов с конца прошлого года изменилось? Потребление продуктов питания снизилось, непродовольственные товары также стали покупать меньше. Стали ли люди меньше тратить на связь?
— Нет, меньше тратить не стали. Расходы на связь не зря включили в потребительскую корзину, сегодня это уже базовая потребность, почти такая же как продукты питания и лекарства. Во-первых, люди привыкли к тому, что всегда и везде они на связи. Во-вторых, цены сейчас настолько демократичны, что даже мысли отказаться от сотовой связи ради экономии не возникает. Люди не стали меньше пользоваться мобильными, но они стали пользоваться ими по-другому. Больше и чаще используют мобильный интернет — вот это мы заметили. Сейчас куда проще и выгоднее звонить родителям не по межгороду, а по Skype или Viber. Собственно для этого мы и построили сеть 4G.

Константин Брызгалов, Мотив: «Мы работаем не для хипстеров и гиков»

Если где-то убыло, значит, где-то прибыло. Операторы стали меньше получать от услуг голосовой связи, но увеличился объем передачи данных.

— Вы теряете в прибыли от того, что люди пользуются бесплатными мессенджерами?
— Напротив, мы людей на это и целим. Передача данных во многих вещах удобнее и полезнее, чем просто голосовая связь. Да сокращаются доходы от «голоса», но растут от мобильного интернета. При этом до сих пор есть достаточно большая прослойка людей, которым мобильный интернет не нужен. У них есть «говорилка» — и им этого достаточно. Дома и на работе у них есть компьютер с интернетом, а в дороге проверять соцсети или смотреть фильмы им нет острой необходимости. Таких людей достаточно много.

— В свое время вы говорили о том, что не хотите быть дискаунтером. Но после обновления линейки тарифов, мы видим какие-то просто сказочные предложения по 100, 250 рублей.
— На самом деле, это не демпинг, а вполне адекватное предложение. В тариф «Для смартфона 100» включены бесплатные звонки внутри сети 1 Гб интернета, в тарифе за 250 рублей — 400 минут и 2 Гб интернета. Это не промо-тариф, который призван привлечь абонентов и не приносит нам прибыли. На нем мы тоже зарабатываем, просто совсем немного. Зато этими тарифами мы удерживаем абонентов у нас.

— Конец прошлого года и первый квартал 2015-го почти все федеральные операторы закончили с убытками. Как у вас обстоят дела?
— Не скажу, что у нас большой плюс. Есть отрицательный результат, но нужно понимать, что он во многом связан с очень большой затратной частью: мы продолжаем строительство сети GSM в новых регионах, еще много что нужно сделать по строительству сети LTE. Мы удержали клиентскую базу — и это наша главная победа в 2014 году! Для нас этот год был решающим: сеть 4G у нас еще не была запущена, скорость нашего мобильного интернета EDGE многих абонентов уже не устраивала, а мобильное рабство было отменено. Отток абонентов для нас был ключевой угрозой в такой ситуации. Поэтому максимальные усилия мы приложили к тому, чтобы быстро построить сеть, по крайней мере, в тех городах, где много наших абонентов.

— В прошлом году вы удерживали абонентов, а в этом — какой план?
— Достроить сеть 4G. Федералы кичатся своими скоростями, но у них покрытие островное: тут есть, тут нет. А наша задача не гнаться за бешеной скоростью, а на нашей небольшой территории сделать так, чтобы она была везде: и в метро, и на смотровой площадке, и в ТЦ в центре, и на даче неподалеку от города. Скорости у нас не запредельно высокие, но вполне достойные: 15–20 Мбит/сек вполне достаточно для того, чтобы смотреть кино на ютюбе или поиграть в «увесистую» онлайн-игрушку.

В Екатеринбурге мы добились того, чтобы покрытие, а значит и скорость были достаточно стабильными. В городе процентов на 80–85 сеть построена, сейчас мы работаем над обеспечением связи в проходимых зданиях — торговых и бизнес-центрах. На таких объектах качество связи снаружи всегда было лучше, чем внутри. Совсем недавно мы закончили работу в Гринвиче, сейчас запускаем связь в метро.

Операторы в этом плане идут даже чуть быстрее, чем потребители. Уже почти все запустили сеть 4G и активно теперь ее расширяют, а вот процент абонентов, у которых есть оборудование, способное работать на скорости 4G, до сих пор небольшой. И вот в этом вопросе как раз чувствуется влияние кризиса. Смартфоны и планшеты, способные работать в сети LTE, пока стоят достаточно дорого, а люди из-за нестабильной экономической ситуации менять старые телефоны не торопятся.

— Вы поэтому запустили линейку бюджетных смартфонов и wifi-роутеров под собственным брендом?
— Да. Но даже на наши фирменные смартфоны, которые стоят значительно дешевле брендовых моделей, спрос не такой большой, как мы ожидали. Вот тут мы четко прочувствовали кризис. Ежемесячные платежи за связь не пугающие, а вот единовременные расходы на покупку смартфона 4G — это уже существенные затраты для семейного бюджета. Не все могут себе позволить сразу выложить 10, и даже 5 тысяч за телефон.
Сейчас мы ведем переговоры с несколькими региональными и федеральными банками, чтобы запустить программы кредитования. Сотовые ритейлеры уже давно практикуют кредитование в салонах связи, для нас же продажа телефонов никогда не была профильным бизнесом, поэтому задуматься о займах на телефон нас заставил кризис.

Константин Брызгалов, Мотив: «Мы работаем не для хипстеров и гиков»

Кризис заставил «Мотив» задуматься о кредитных программах: купить смартфон 4G не всем абонентам по карману.

— Вы успели запустить сеть 4G в аккурат до валютных колебаний. Но этот проект еще не завершен, очевидно, что вам приходится докупать зарубежное оборудование уже по новому курсу — в два раза дороже. Насколько серьезно это сказалось на вашем бюджете?
— Естественно, что это несколько усложнило наши финансовые показатели. В рублях мы потратили еще потратим гораздо больше, чем планировали. Но тут как в сексе — нельзя остановиться на полпути. Знаете, есть анекдот на эту тему. Мужик собрался посмотреть чемпионат мира по боксу, которого ждал целый год. Купил себе вкусного пива, орешков, расположился перед телевизором. Звучит гонг — мужик заносит кружку с густой пеной и собирается сделать первый глоток. Тем временем на экране телевизора первый удар и боксер падает навзничь. Судья подходит, отсчитывает положенные несколько секунд и объявляет победителя. Мужик, сглотнув слюну, разочарованно спрашивает: «Что, все что ли?» Жена хлопает его по плечу и с сочувствием произносит: «Ну, теперь-то ты меня понимаешь!»

А если серьезно, мы понимали, что это более затратная история. Но останавливаться сейчас мы уже не можем. Сейчас порядка 50% наших абонентов уже могут получать услуги 4G. До конца 2015 года перед нами стоит задача закрыть 80% населения. При этом, сейчас это делать будет все сложнее и сложнее — остались небольшие города и отдаленные населенные пункты, куда нужно тянуть оптику.

— Время сейчас сложное, все ужимают бюджеты. А у вас, с одной стороны, масштабная статья расходов в идее строительства сети LTE, с другой — достаточно активная социальная политика. Планируете сократить благотворительные проекты?
— Не планируем. У нас уже есть несколько подопечных с ними обязательно продолжим работать. Бегемота опекали и будем опекать, детским домам помогали и будем помогать, спортивные движухи без внимания тоже не оставим. Более того, есть еще одна отличная идея: вместо того, чтобы выпускать бесполезные сувениры к Новому году, отправить деньги тем, кому они действительно нужны — у нас даже есть несколько кандидатов. А партнерам отправить открытки. Идея не наша, признаюсь, но мне очень нравится! Единственное важное для нас условие — оказать помощь адресно, быть уверенными на 150%, куда и на что уйдут эти деньги.

— Вы в голове у себя представляете, как может выглядеть ваш абонент лет через пять? Для кого сейчас вы строите сеть и что кроме быстрого интернета и дешевых смартфонов им нужно будет завтра?
— Это очень сложно представить. Три года назад 4G был неким мифом. А сейчас в мире больше 200 сетей светится в эфире. В некоторых странах 3G уже собираются отключать — никто не пользуется! Думаю, что потребности людей изменятся, но сам портрет абонента останется прежним. Наши абоненты — не хипстеры и гики. Это обычные рабочие люди. Они нечасто ездят заграницу. У них есть дом, сад, работа, дети и внуки. И в любом месте они хотят пользоваться мобильным интернетом. Повторюсь, мы рассчитываем на тех людей, которые живут и работают здесь.

Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru