Раздел Бизнес
5 декабря 2014, 10:39

Люди-гвозди. Как простой парень Стас нашел себе место в мире промышленных гигантов

Люди-гвозди. Как простой парень Стас нашел себе место в мире промышленных гигантов
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
На рынке строительных смесей, разорванном на куски крупными заводами, небольшая компания Стаса Березина обнаружила и захватила крохотный плацдарм, обеспечив себя работой, за которую раньше никто просто не брался.

Мы продолжаем серию публикаций о маленьких, но очень нужных компаниях и их владельцах. Людей, создающих рабочие места и производящих хорошие вещи, надо ценить и беречь, считаем мы. Потому регулярно ходим к ним в гости, чтобы понять, как они вопреки всему держатся на плаву, нанося городу непоправимую пользу.

Стенды с образцами от производителей сухих смесей легко можно найти в любом строительном магазине Екатеринбурга — это такие пластиковые плашки с плитками и полосками застывших затирок, стяжек, клея и т.п.

Вы их наверняка видели сотни раз. Ничего особенного. Банальная рекламная форма.

Тем не менее, когда в 2010 году Стас Березин вместе со своим партнером Дарьей Зубакиной организовали компанию «Фабрика трогательных стендов» и взялись производить такие демонстрационные материалы, они стали первыми и (до сих пор) единственными, кто делает это в Екатеринбурге. А спрос был: огромный, жадный, неудовлетворенный.

Наглядная реклама нужна всем, а где ее взять? Вот и приходилось гигантам-производственникам типа BROZEX или Bergauf снаряжать на изготовление таких стендов своих собственных сотрудников либо заказывать их не пойми кому: нанимали, например, школьных трудовиков. Те делали плохо, нерегулярно и мало. Но куда было деваться, раз во всем городе нет специалистов такого узкого рекламного профиля?

Стас эту крохотную, но потенциально прибыльную нишу нашел не случайно. До 2008 года он сам трудился в отделе маркетинга одного из производителей сухих смесей, сам был вынужден разыскивать трудовиков, готовых сделать простенький стенд. И когда уволился, уже знал, чем стоит заняться.

По стенам в производственном помещении Стас развешал свои первые работы. Чтобы было с чем сравнивать. Их он разыскивал по магазинам и на складах клиентов. Некоторые пришлось даже купить.

Правда, партнеры долго откладывали свой маленький стартап на потом: поначалу сосредоточились на классических рекламных услугах. Но в итоге все же создали компанию, которая монополизировала рынок изготовления «трогательных стендов» в Екатеринбурге, вышла за пределы Урала, нашла клиентов по всей России и сейчас собирается расти за границей.

«Иногда хочется все бросить и заняться чем-то полезным»

Первые заказы Стас делал сам, дома, на коленке. С поиском клиентов особых проблем не возникло. Всех нужных людей, принимающих решение о закупке рекламных материалов, он уже знал. Оставалось к ним просто прийти и объявить: «Я готов сделать для вас трогательные стенды».

Создание трогательного стенда начинается с заливки образцов. В качестве формочек используют коробочки для рыболовной наживки.

Объемы работы росли, скоро потребовалось нанять помощников. С этим тоже особенных сложностей не было. Но возникла проблема с помещением. Поначалу «Фабрика трогательных стендов» снимала обычный офис. Оттуда ее выгнали: технология производства такова, что приходилось сливать в канализацию обогащенную строительными смесями воду. Трубы засорялись. И проблемный арендатор собственнику здания очень быстро надоел.

Оставшись без офиса, компания ютилась в крохотном, сыром подвале. Дешево и сердито, но очень неудобно. В итоге нашла-таки большое, просторное помещение на Эльмаше, где и работает до сих пор.

Надежно закрепившись в своей маленькой рыночной нише, фабрика обросла заказами со всей страны. И тем, как все вышло, Стас, в общем-то, доволен. Хотя иногда все же мучается стандартными интеллигентскими переживаниями типа «Зачем мне все это нужно?» или «В чем смысл всего этого?».

Стас Березин, руководитель «Фабрики трогательных стендов»:

— Как правило, это случается по понедельникам. Прихожу, например, в магазин, вижу там наш стенд: уже потертый, поломанный неаккуратными покупателями. И думаю: блин, ну что я вообще делаю? Люди ракеты в космос запускают, а я что? Хочется всё бросить и заняться чем-то полезным. Но это проходит. В конце концов, пользу людям я уже приношу, на равных разговариваю с собственниками больших заводов. Я им нужен. И это хорошо.

«Пирсинг, татуировки, шрамирование? Нет? Тогда вы нам не подходите»

Со Стасом мы разговариваем в его маленьком кабинете. В цехе за стеной общаться сложнее: мешает громкая гитарная музыка, вырывающаяся из динамиков. «Это они сегодня еще тихо включили», — комментирует руководитель фабрики.

Сам стенд — пластиковую плашку с углублениями для демонстрационных образцов — производят не здесь. Ее выпиливают на шумном станке, и разместить это оборудование на цокольном этаже жилого дома, где базируются «Фабрика трогательных стендов», не рискнули.

Здесь работают люди, не очень похожие на «производственников». Яркие кепки и клетчатые рубашки под пыльными рабочими комбинезонами, хипстерские усы и бороды, «тоннели» в ушах и, конечно же, татуировки — как-то так я бы сформулировал собирательный образ работника «Фабрики трогательных стендов».

Таких Стас и Дарья набирали не специально. Они сами пришли, создали внутри компании свой микроклимат.

Стас Березин:

— Я на фоне наших сотрудников какой-то гопник уралмашевский. При приеме на работу уже могу говорить: «Пирсинг, татуировки, шрамирование? Нет? Тогда извините. Вы нам не подходите». Серьезно, это уже какой-то дресс-код.

Особенных требований к кандидатам при приеме на работу тут не предъявляют просто потому, что в городе нет людей с профильным образованием или богатым опытом в сфере изготовления стендов с образцами сухих смесей. В компании есть профессиональный художник, отвечающий за дизайн, и руководитель производства, знающий всю технологию. Остальные учатся по ходу пьесы. На собственном опыте. «Обычно через неделю-две новый сотрудник понимает, надо ему это или нет. Те, кто не может у нас работать, уходят сами», — заключает Стас.

«Это ведь классно: выходишь из цеха — а под ногами плещется теплое море»

Рассуждая о будущем бизнеса, Стас Березин повторяет распространенное, в общем-то, в предпринимательской среде утверждение: «В России невозможно ничего планировать дольше чем на год».

Дальше все делают строго вручную: образцы продукции на стенды наносят при помощи шпателей и кисточек.

Сам он вообще сузил горизонт планов до одного месяца. Дальше не заглядывает. Потому четкой стратегии у него нет. Есть только идеи. К примеру, купить или построить собственное здание — чтобы был железобетонный материальный актив. Или открыть розничный магазин сухих смесей на развес.

Стас Березин:

— По-моему, это отличная идея. Это будет магазин для тех, кто не рассчитал, кому осталось, например, всего одну плитку в ванной приклеить, а клей закончился. И что делать? Покупать целый мешок? Но это же целая история: его надо тащить домой, потом куда-то оставшееся девать. А мы будем продавать смеси по килограммам: сколько тебе надо, столько и отсыплем.

В финале продукцию «Фабрики трогательных стендов» заворачивают в полиэтилен и на время оставляют на маленьком складе, расположенном здесь же. Переполняться полки не успевают — заказы быстро разъезжаются в «Газелях» по всей стране.

А еще Стас мечтает перевезти компанию за границу. Не очень далеко — в Болгарию. Но не потому что «надо валить из Рашки». Экономические расчеты и рассуждения об «инвестиционном климате» тут вообще ни при чем. Просто человека потянуло к морю.

Стас Березин:

— Часто бываю в Болгарии. Вижу огромные брошенные производственные площади, оставшиеся еще со времен СССР. И иногда думаю: круто было бы их взять себе — в аренду или купить. Во-первых, оттуда можно дотянуться до иностранных заказчиков. А во-вторых, это ведь классно: вышел вечером с работы из цеха — а под ногами плещется море.

Но подробных планов на этот счет Стас тоже не строит. Говорит, «если все время об этом думать, стараться реализовать мечту, то в конечном итоге она либо не сбудется вообще, либо сбудется как-то не так». В его жизни все получалось как-то само, спонтанно и внезапно. Потому Стас выбрал необычную тактику: о планах открыть цех за рубежом он старается забыть, чтобы они сбылись сами по себе. Раньше, говорит, такой метод срабатывал. Сработает ли в этот раз — поглядим.

Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru