Раздел Бизнес
30 декабря 2014, 14:00

Праздник к нам приходит. Как работает завод Coca-Cola в Екатеринбурге

Праздник к нам приходит. Как работает завод Coca-Cola в Екатеринбурге
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Мы узнали, кто и как делает любимый напиток Санта-Клауса.

С наступлением декабря все вокруг неминуемо начинает напоминать о приближающихся новогодних праздниках. Гирлянды светятся яркими огнями, по радио крутят рождественские песни, из витрин магазинов то тут, то там улыбаются нам Дед Мороз со Снегурочкой и Санта-Клаус. Присмотритесь-ка к этому добродушному седому старику. Кажется, вы его знали всегда… Ан нет!

Тот образ заморского коллеги Деда Мороза, к которому все мы привыкли, был придуман не так уж давно. В 1931 году художник Хэддон Сандблом рисовал макеты рекламных плакатов для The Coca-Cola Company. Сандблом решил изобразить сказочного персонажа не старым эльфом, как тогда было принято, а веселым стариком с румяными щеками и густой белой бородой.

Привычный сегодня всем образ Санта-Клауса родился благодаря рекламе «Кока-Кола»: на смену эльфу пришел жизнерадостный седой старик в красном костюме. И непременно — с бутылочкой газированного напитка в руках.

С помощью этой рекламы компания хотела поднять продажи фирменного прохладительного напитка в зимнее время… Но результат вошел во все учебники истории рекламы. Мало того что продажи Coca-Cola взлетели и напиток занял почетное место на новогоднем столе людей по всему миру, так еще и придуманный для рекламных плакатов Санта стал главным олицетворением рождественских и новогодних праздников.

С тех пор зима для заводов по производству Coca-Cola стала горячей порой. Один только завод в Екатеринбурге за один час может производить до 48 тысяч бутылок. Мы отправились на завод Coca-Cola Hellenic, чтобы узнать, как и из чего делается главный безалкогольный напиток Нового года.

Родом из аптеки

Вы наверняка слышали историю о том, что когда-то Coca-Cola продавали в аптеках? Так вот — это чистая правда. Рецепт напитка придумал фармацевт по имени Джон Смит Пембертон, экспериментируя с составом прямо во дворе своего дома в Атланте 8 мая 1886 года. Напиток у него получился приятный и необычный на вкус.

Названием и логотипом известный напиток обязан обычному бухгалтеру по имени Фрэнк Робинсон, служившему в аптеке Пембертона. Он написал слово Coca-Cola красивым каллиграфическим почерком, именно это начертание сохраняется в логотипе продукта до сих пор.

Так выглядела та самая аптека, в которой впервые начали продавать Coca-Cola. В заводском музее легендарное здание нарисовано на одной из стен.

Сейчас в списке ингредиентов напитка значатся очищенная газированная вода, сахар, натуральный краситель карамель, регулятор кислотности ортофосфорная кислота, натуральные ароматизаторы, кофеин. В каких пропорциях все это смешивается — секрет. Его мы раскрывать не будем, но зато увидим, как отдельные ингредиенты превращаются в напиток.

Правильная форма

Наш провожатый по производству — главный энергетик завода Сергей Солодов.

Этот молодой парень только в прошлом году закончил энергетический институт УрФУ, а сегодня уже отвечает за работоспособность всей электроники на производстве. С учетом того что все производство автоматизировано, а участие человека в процесссе сведено к минимуму, должность ответственная.

Первым делом узнаем о том, как получаются бутылки для напитка Coca-Cola. На екатеринбургском заводе разливают напитки только в пластиковые бутылки разного литража.

До обработки на специальной выдувной машине заготовки (на профессиональном языке их называют «преформы») выглядят как маленькие колбочки.

Конвейерная лента отбирает преформы и поочередно поставляет их на выдувание. Бракованные преформы сразу отсеиваются.

После того как преформы попадают в выдувную машину, проходит пара секунд и… перед глазами появляется уже готовая бутылка.

Внутри происходит не чудо, а четко отлаженный производственный процесс: преформа выдувается под действием высокого давления воздуха на специальной пресс-форме, повторяющей контур будущей бутылки.

Но главное не форма, а содержание. Так что идем дальше.

Водные процедуры

Вода — это основной ингредиент Coca-Cola. В составе напитка на нее приходится более 85%. Но прежде чем попасть в бутылку, вода проходит несколько стадий очистки.

Сначала вода поступает в песочные фильтры, где очищается от химических и механических примесей.

Обратный осмос очищает воду на молекулярном уровне. Кстати, такой же способ используют при получении особо чистой воды для медицины, таким способом можно даже из морской воды сделать питьевую.

На оборудовании установлены специальные датчики, которые в реальном времени делают замеры содержания различных примесей в воде. В случае их обнаружения подается звуковой сигнал.

Кроме автоматического контроля за качеством очистки воды каждые 2 часа заводская лаборатория делает экспресс-анализ воды, а каждые 4 часа проводит полный анализ.

Только после очистки и проверки вода поступает в купажное отделение, где готовится сироп.

Сиропная комната и сахарная кладовка

Превращение чистой воды в Coca-Cola происходит в несколько этапов. Сначала готовится сахарный сироп.

100 мл готового напитка Coca-Cola содержат всего лишь около двух чайных ложек сахара (10,6 гр). Для сравнения: в 100 гр банана сахара в полтора раза больше (16,2 гр).

Что же происходит дальше, чтобы получилась Coca-Cola? Основа напитка поступает из Евросоюза со специальных заводов, производящих концентрат для напитков The Coca-Cola Company. Заводов-боттлеров, где смешивают и разливают легендарный напиток, по всему миру сотни, а вот заводов, которые производят концентрат, всего несколько.

Сахарный сироп в строго определенных пропорциях смешивают с концентратом, а затем с очищенной газированной водой.

По бутылочкам!

Линия розлива — самый интересный участок производства для стороннего наблюдателя. Здесь весь процесс можно наблюдать воочию.

Вот пустые бутылки тщательно ополаскиваются и стерилизуются.

Потом они захватываются специальной разливной машиной и наполняются готовой газировкой.

Крышки к бутылкам уже наготове.

Специальная умная машина выстраивает все колпачки таким образом, чтобы они лежали в одной плоскости. Неправильно повернутый колпачок сразу же падает. И это не магия, а четкий математический расчет.

Специальная машина закрывает каждую бутылку и отправляет ее на проверку.

Все бутылки, прежде чем будут упакованы, проходят через «бракёр» — машину, которая проверяет уровень налива и наличие крышки. Если что-то не соответствует стандартам, то автомат-боксер автоматически выбьет такую бутылку с конвейера.

На финальной стадии все бутылки проходят через кодировщик, который проставляет дату и время розлива.

Процесс розлива происходит в полностью автоматическом режиме. Но в разливочном цехе заняты несколько человек, которые внимательно контролируют производство, настраивают нужные программы и следят за исправностью оборудования в течение рабочей смены.

Сегодня на заводе работают две производственные линии. В совокупности они могут разливать от 12 000 до 38 000 бутылок в час.

На финишной прямой

Заключительный этап производства — это упаковка готовой газировки. Процесс также полностью автоматизирован.

Сначала на каждую бутылку клеится этикетка. В преддверии Нового года на ней Санта и белые мишки.

Затем нужное количество бутылок, в зависимости от емкости, оборачиваются термоусадочной пленкой, так формируются упаковки продукции (кейсы).

Затем машина паллетайзер укладывает готовые кейсы на транспортные поддоны и, оборачивая их пленкой, формирует палеты. В среднем за один час работы паллетайзер может собрать и упаковать столько Coca-Cola, что хватит загрузить под завязку 2 фуры (до 50 поддонов с напитками).

На этом этап рождения напитка на заводе заканчивается и начинается его путь к покупателю.

Не производством единым

На производстве Coca-Cola в основном работают машины, но на каждом этапе технические специалисты следят за качеством напитка и бесперебойной работой всего оборудования.

Путь от завода до прилавка магазина требует больше человеческого участия. Большая часть из 1,5 тысяч человек, которые сегодня работают на екатеринбургском заводе Coca-Cola Hellenic, задействованы не в производстве и контроле качества, а в продажах и дистрибуции товара.

Завод — это не только производство, но и просторный офисный блок. В преддверии Нового года офис легко можно перепутать с резиденцией Санта-Клауса: приятные мелочи в оформлении создают праздничное настроение.

Здесь очень мало кабинетов, зато есть большие, просторные рабочие зоны — open space. Такой способ организации делового пространства давно полюбился крупным международным компаниям, потому что он наглядно демонстрирует идею демократичного офиса: здесь нет преград ни стеклянных, ни коммуникационных.

Кроме непосредственно рабочего пространства здесь есть и уютные переговорные, и учебные классы, и, конечно, своя столовая.

Благодаря рекламным плакатам образца 40–50-х годов она больше похожа на ретро-кафе, чем на обычную заводскую столовую.

Дорогу молодым

Вокруг в основном работают молодые ребята. Несмотря на то что бренду Coca-Cola уже больше века, его образ не старится с годами. «Для меня Coca-Cola всегда ассоциировалась с весельем, спортивными матчами, вечеринками и тусовками. Никогда не задумывался раньше о том, что у компании есть собственное производство в Екатеринбурге, и тем более о том, что это один из крупнейших работодателей в городе», — рассказывает главный энергетик завода Сергей Солодов, который проводил нам экскурсию по заводу.

Сам он в компанию попал случайно чуть больше года назад. «Увидел баннер, рекламирующий программу подготовки будущих менеджеров Hellenic Management Trainee Program (HMTP). К тому моменту Сергей заканчивал УрФУ и за плечами уже имел трехлетний опыт работы на другом заводе. «Заполнил анкету и забыл. Но спустя какое-то время мне позвонили. Прошел несколько ступеней отбора — и вот я тут. Три месяца стажировался в торговом отделе, потом на производстве. Спустя 8 месяцев я был назначен исполняющим обязанности главного энергетика, а вскоре переведен на должность уже официально», — коротко рассказывает о своем карьерном росте Сергей.

На заводе есть своя «аллея славы» с портретами самых выдающихся сотрудников.

«Столь быстрый карьерный рост — это, конечно, не самая обычная история. Но и не редкость. Особенно когда речь идет об участниках программы подготовки будущих менеджеров HMTP. Например, генеральный директор Соса-Cola Hellenic в России Стефанос Вафеидис — тоже выходец из этой программы, — говорят в отделе по работе с персоналом. — Мы ведем очень строгий отбор кандидатов, но зато те, кто проходит все вступительные испытания, получают возможность пройти путь от выпускников вузов до линейных руководителей в международной компании всего за два года».

Процесс трудоустройства действительно очень необычный, подтверждает еще одна участница программы Марианна Деева.

«Анкету нужно было заполнять на английском. Я подумала: потренируюсь в языке. Через некоторое время мне позвонили. Девушка на другом конце провода представилась сотрудником Coca-Cola Hellenic и сказала: «Давайте поговорим с вами на английском?». Я ответила: «No problem!». До этого еще никогда в жизни я не проходила собеседований на английском, — рассказывает девушка. — Мы поговорили, затем мне пришла ссылка на тест. Нужно было пройти два онлайн-теста. Только после этого начались очные этапы. Здесь не проводят традиционных собеседований с кандидатами один на один. Групповое собеседование больше похоже на деловую игру: у каждого из участников есть свой виртуальный бюджет и задача продать свою идею. Это такая модель реальной компании. После группового задания каждый участник делает индивидуальную презентацию. Если и этот этап пройден, то в финале вас ждет интервью с непосредственным руководителем». Все этапы отбора длились около полугода.

Сейчас Марианна менеджер-стажер отдела обучения и развития персонала.

Как у стажера у нее был свой проект: компания поручила разработать программу адаптации новых сотрудников. «Я сама была новым сотрудником, поэтому четко себе представляла, чего не хватает новичкам, — говорит Марианна. — Вместе с коллегами мы детально продумали целый курс адаптационных мероприятий. Это и экскурсии по заводу, и прикрепление наставника, и неформальные мероприятия, когда сотрудника посвящают и поздравляют с успешным прохождением испытательного срока».

Сегодня Марианна курирует также программу ускоренного развития Fast Forward, или «Полный вперед!». Ее задача — помочь рядовым сотрудникам превратиться в супергероев и вырасти до менеджеров в короткие сроки.

Олимпиада, субботник и рождественские зайчики

Впрочем, работа и учеба — далеко не все, что может предложить Coca-Cola своим сотрудникам. Как в любой крупной международной компании, здесь очень много социальных проектов.

Вот, например, в коридоре мы нашли ящик сбора средств для Вареньки — дочки нашего блогера Станиславы Назаровой. Малышка нуждается в дорогостоящем лечении.

Одним сбором средств компания не ограничивается и проводит много благотворительных мероприятий. Одно из самых ярких — «Рождественский караван». В прошлом году мы и сами прокатились в рождественском грузовичке Coca-Cola и узнали, как все это происходит.

«Мы с коллегами наряжаемся в зайчиков и Санта-Клаусов, собираем подарки и едем в детские дома, чтобы подарить детям подарок и маленький праздник. Устраиваем конкурсы, показываем представления. Это мое самое любимое мероприятие в году. В этот раз я тоже записалась в числе первых», — говорит Марианна. Фото из архива компании

Подобные мероприятия компания проводит круглый год: весной сотрудники отправляются на зеленый субботник, чтобы убрать какой-нибудь парк, летом поддерживают соревнования по футболу среди детских и юношеских команд «Кожаный мяч», проводят собственные соревнования по футболу для сотрудников.

В прошлом году на территорию екатеринбургского завода олимпийский огонь попал даже раньше, чем был назначен пробег по Екатеринбургу. Для сотрудников компании — спонсора Олимпиады устроили настоящий олимпийский праздник. Фото из архива компании

Марианна Деева:

— Мне нравится то, что работа здесь позволяет почувствовать причастность к чему-то большому и важному. Где еще вас работодатель отправит на день веселить детей и дарить им подарки, да еще и костюм зайца выдаст? Где вам дадут возможность увидеть олимпийский огонь на день раньше, чем он официально прибывает в Екатеринбург? В какой компании вы легко сможете задать любой вопрос самому высокому руководству? Для меня ответ на все эти вопросы один: в Coca-Cola Hellenic.

Фотографии: Дмитрий Горчаков, 66.ru