Раздел Бизнес
2 сентября 2014, 17:00

Александр Лозовский, «Ситилинк»: «Цены в интернет-магазинах всегда будут ниже, чем в офлайне»

Директор розничной сети электронного дискаунтера «Ситилинк» объяснил, почему один из крупнейших интернет-ритейлеров только сейчас зашел на рынок Екатеринбурга.

Один из крупнейших интернет-магазинов России, занимающий, по версии Forbes, второе место по обороту ($868 млн), открыл первый полноформатный магазин в Екатеринбурге. Примечательно, что заказать товары можно не только через сайт, но и при помощи терминалов.

— Почему вы открыли магазин в Екатеринбурге в автомолле «Белая башня»? Все-таки это автомобильный рынок.
— Помещения нужного нам формата достаточно редки на рынке. И практически в каждом городе мы сталкиваемся с дефицитом помещений нужной нам площади и по нужным нам арендным ставкам. Один из основных принципов дискаунтера — достаточно низкие операционные затраты. Это одно из необходимых условий для возможности поддержания действительно низких цен. Именно поэтому мы не открываем магазины в крупных, раскрученных торговых центрах.

— В Екатеринбурге будет одна такая базовая точка и какие-то еще мини-центры выдачи товаров?
— Да, мы планируем применять нашу стандартную тактику развития: это один или два полноформатных объекта, в зависимости от наших успехов, и сеть пунктов выдачи «Ситилинк-мини». Также пункты выдачи формата «Ситилинк-мини» будут открыты в областных городах с населением более 50 тысяч жителей.

Руководство компании «Ситилинк» заявляет, что никогда в истории не терпело убытки. В отличие от многих других крупных интернет-ритейлеров.

— Получается, что у вас есть два формата для заказа товаров: непосредственно в точке продаж и на сайте. Каково соотношение между ними?
— От региона к региону они сильно отличаются. К примеру, в Санкт-Петербурге 85% заказов поступают через сайт, а в Москве и все 90%. В тех же регионах, где проникновение интернета еще не сильное, через сайт мы получаем 60% заявок. В Екатеринбурге мы рассчитываем на соотношение 80% на 20% в пользу интернета.

— В Екатеринбурге на данный момент представлены практически все крупные игроки. Почему «Ситилинк» только сейчас выходит в наш город? Тем более что рынок интернет-торговли демонстрирует замедление роста.
— Мы считаем, что Екатеринбург — это четвертый по объемам рынок в стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. По плану развития, мы на Урал шагнули только в прошлом году. Для целей оптимизации логистических затрат необходимо было запускаться в нескольких городах Урала. В прошлом году открылись в Челябинске, в этом году добавились Пермь и Екатеринбург. Такая последовательность связана с поиском помещений необходимого формата. Так что рано или поздно мы должны были прийти в ваш город.

— Наверняка вы внимательно изучили ваших конкурентов на екатеринбургском рынке. Кто для вас главный? Кого вы считаете лидерами и кто ваши конкуренты здесь?
— Последние полтора-два года мы ощущаем достаточно сильную конкуренцию со стороны федеральных сетей, например, «М.Видео» и «Эльдорадо», которые очень активно смотрят в сторону интернет-торговли. Плюс к тому это «ТехноПоинт» и DNS, а в Екатеринбурге, безусловно, еще и E96.ru.

— Каковы ваши цели в Екатеринбурге, если не в деньгах, то с точки зрения позиции на рынке?
— Если говорить о вашем городе, то первая позиция на рынке Екатеринбурга среди целей, безусловно, стоит.

Отличие «Ситилинк» от многих других интернет-магазинов — возможность заказать товар при помощи терминала. В компании рассчитывают, что через них будут заказывать примерно 20% покупателей.

— В течение какого времени?
— Двух лет.

— Можете озвучить хотя бы ориентировочные объемы инвестиций в екатеринбургское подразделение?
— Точных цифр назвать не могу, но скажу, что это несколько миллионов рублей, которые ушли на ремонт помещения, оборудование IT-инфраструктуры, а также на проведение рекламной кампании.

— Каковы сроки окупаемости?
— Успешными регионами мы называем те, которые выходят в оперативный плюс примерно за полтора-два года. По бизнес-плану, Екатеринбург именно такой.

— Вы себя позиционируете в качестве дискаунтера. Значит, ваше основное конкурентное преимущество — это цена?
— Не только цена, но и ассортимент, высокая доступность товара, удобство совершения покупок для покупателей, высочайшее качество обслуживания. К примеру, у нас на складе будет ежедневно находиться в наличии более 10 тысяч позиций. Для рынка Екатеринбурга такая высокая доступность товара — редкость. Плюс к тому есть основной склад в Москве, откуда мы будем доставлять товары за пять-шесть дней. Цена — не самый последний фактор, но при этом у нас нет задачи выжигать рынок, предлагая всегда и везде цену значительно ниже, чем у конкурентов.

— По поводу интернет-торговли недавно была тревожная статистика, из которой следовало, что большинство онлайн-ритейлеров убыточны. Как «Ситилинк» существует в этой истории?
— «Ситилинк» кардинальным образом отличается, потому что у нас принцип: быть прибыльным здесь и сейчас. Это необходимое условие для существования и развития бизнеса. Также это гарантия того, что компания всегда будет выполнять обязательства перед своими покупателями.

— За счет чего это получается? Мне кажется, в том же «Озоне» также работают опытные ребята, давно, но при этом в минусе.
— Однозначно ответить на ваш вопрос достаточно сложно. Мы не знаем, как обстоят дела в управленческом плане в этих компаниях, но для нас, менеджеров «Ситилинка», управленцев, требование прибыльности является и ограничивающим фактором. Это один из наших KPI. Если бы было иначе, мы давно открыли бы точки продаж не только в Екатеринбурге, но и по всей стране: от Мурманска до Владивостока. Кроме того, «Ситилинк» развивается исключительно на те деньги, которые сам зарабатывает.

— Было время, когда интернет-магазины открывались массово, каждый студент считал нужным создать в Сети свою торговую точку по продаже чего-нибудь. Сейчас, мне кажется, наступило время слияний.
— Безусловно. Экономические законы никто не отменял. Сейчас отрасль интернет-торговли переходит от стадии роста к стадии зрелости. На этапе перехода происходит консолидация игроков, мелкие и средние игроки либо уходят с рынка, либо объединяются. Все большую роль начинает играть эффект масштаба. Выигрывать будет тот, у кого будут с одной стороны очень низкие издержки, а с другой стороны — очень высокое качество. Под высоким качеством я подразумеваю в том числе исполнение заказа в срок, удобство выбора товара на сайте. Плюс к тому доступ к прямым контрактам с вендорами — также достаточно важная составляющая.

В «Ситилинк» обещают держать на складе 10 тысяч наименований товаров.

— А «Ситилинк» развивает региональную сеть без покупок?
— Ни одной покупки «Ситилинк» за свою историю не сделал, ни одной компании не купил.

— По вашему мнению, слияния на этом рынке не приносят такого же эффекта, как, например, в офлайне?
— Можно покупать конкурентов ради технологий, сотрудников или доступа к контрактам. Но в настоящее время у «Ситилинка» по всем фронтам и так лидерские позиции.

— От региона к региону как-то отличается прибыльность бизнеса?
— Безусловно. Там, где мы старше и где у нас позиции посильнее, — там мы более прибыльные.

— Как-то обсуждал ситуацию на рынке интернет-торговли с одним авторитетным экспертом. И он предположил, что скоро товары в интернет-магазине будут стоить дороже, чем в офлайне, потому что такие покупки позволяют экономить время.
— Мысль интересная. Но пока мировой опыт говорит об обратном. В Америке, Китае или Европе цены в интернет-магазинах по-прежнему ниже, чем на полках у традиционных ритейлеров, потому что цена продолжает быть одним из главных критериев при выборе товара.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.