Раздел Бизнес
21 августа 2014, 10:01

Лукавят: как мэрия прикрывает корыстный интерес эксклюзивностью

Лукавят: как мэрия прикрывает корыстный интерес эксклюзивностью
Фото: Сергей Логинов, архив 66.ru
Портал 66.ru внимательно изучил госзаказы на общегородские праздники и пришел к выводу, что объяснения управления культуры по поводу хитрой схемы финансирования безосновательны.

Администрация на своем официальном сайте отчиталась, что праздничные мероприятия посетили более 500 тыс. гостей, а непосредственно в День города на улицы вышли 350 тыс. человек. Портал 66.ru подробно освещал эти события.

И теперь самое время вернуться к теме хитрого финансирования праздника, когда деньги выделяются не напрямую подрядчикам, а через посредничество муниципального автономного учреждения ЦК «Урал». Напомним, что именно эта структура, а не профильное управление культуры, является организатором практически всех конкурсов на проведение массовых мероприятий. Схема, конечно, законная. Ее основной плюс для тех, кто распределяет бюджетные деньги, заключается в том, что победу в конкурсах можно безо всяких проблем отдавать своим людям.

Глава управления культуры Татьяна Ярошевская — опытный чиновник, а потому умеет отвечать на любые, самые острые вопросы.

Именно поэтому мы и послали запрос в управление культуры с четырьмя очень простыми вопросами, чтобы чиновники пояснили, зачем создали дополнительное звено, какие выгоды получает от этого городской бюджет. И что удивительно — мы достаточно оперативно получили ответ. Только вот чиновники в свойственной им манере объяснили нам, что все делают исключительно в рамках действующего законодательства (мы в этом и не сомневались), да к тому же их регулярно проверяют силовики.

Из ответа Управления культуры:

— Способы закупок выбираются исходя из их стоимости и других критериев. Закупки у единственных поставщиков часто связаны с уникальностью запрашиваемой услуги либо с невысокой стоимостью закупки.

Эта часть из ответа управления культуры наиболее интересна — разберем ее подробнее.

Каждый год сценарий Дня города повторяется. Но теперь мы узнали, что подрядчики уникальные, а потому их выбирают фактически без конкурсов.

Начнем со второго тезиса — о том, что покупают у единственных поставщиков, потому что там дешевле. Во-первых, если не была проведена нормальная конкурсная процедура в форме запроса предложений, то нельзя достоверно утверждать, что поставщик действительно предлагает наиболее низкую цену. Во-вторых, если ЦК «Урал» покупает услуги по самой доступной цене, то почему бы не сделать то же самое в рамках нормального конкурса. Логично же?

Наивысшей же степенью лукавства со стороны управления культуры является утверждение, что закупки «у единственных поставщиков часто связаны с уникальностью запрашиваемой услуги». Мы можем с уверенностью утверждать, что это не так.

Для начала посмотрим на конкурсы, на которых поставщики однозначно предлагают не уникальную услугу или продукт. К примеру, накануне ЦК «Урал» выбирал компанию, которая сделает новый сайт за 200 тыс. рублей. Требования стандартные, но почему-то сразу был выбран единственный поставщик — компания «Мастерская хороших сайтов». И это при том, что в Екатеринбурге, по данным IT-eburg.com, работают как минимум 130 веб-студий, способных делать сайты.

Из той же оперы история с выбором подрядчика, который будет продвигать День города в соцсетях. В Екатеринбурге есть десятки подрядчиков, которые специализируются на этом, но заказ отдают ООО «Сияние». До сего момента это юрлицо занималось организацией юбилейных торжеств, праздничных мероприятий в День защиты детей и тому подобным.

Управление культуры много лет самостоятельно занималось выбором подрядчиков. Теперь эта функция передана МАУК ЦК «Урал» — так проще отдавать победу нужным людям.

Действительно, наверняка у специалистов из «Сияния» есть уникальные компетенции в области SEO. Но при этом нет собственных групп в соцсетях, да и сайт их найти не удалось. Кстати, у меня не вышло найти и сообщества «ВКонтакте», посвященного 291-му дню рождения Екатеринбурга. Зато 200 тыс. рублей наверняка были перечислены вовремя и в нужном направлении. «Уникальная услуга» — сложно спорить.

С профильными заказами на проведение общегородских мероприятий ситуация по сути аналогичная. Тут, конечно, сравнивать в лоб сложнее, так как формально заказы могут отличаться (все-таки речь идет не о покупке дров), но убедиться в том, что в управлении культуры лукавят, также очень просто.

К примеру, ООО «Креатив» получило на безальтернативной основе право на организацию и проведение «Церемонии поднятия флага, посвященной празднованию Дня города Екатеринбурга и торжественной церемонии возложения цветов к памятнику основателям города Екатеринбурга В.Н. Татищеву и Г.В. де Геннину 16 августа 2014 года». Уникальная услуга за 474 тыс. рублей (по 10 тыс. рублей за каждую минуту).

Только вот в прошлом году точно такая же церемония тоже проводилась, а ее организацией занималось ООО «Фирма «Интершоу» (борцы с коррупцией убеждены, что эта компания также аффилирована с управлением культуры). И, судя по калькуляции, бюджету это действо обошлось тогда всего лишь в 144 тыс. рублей! Получается, что в городе есть как минимум две праздничные фирмы, которые в состоянии организовать подобный экшен с флагом у памятника отцам-основателям.

Отметим, что большую часть закупок по организации праздничных площадок ЦК «Урал» проводил в форме запроса предложений. Казалось бы, должна быть конкуренция, борьба за миллионы, однако тендеры выигрывали одни и те же компании. Да и по закону ЦК в любом случае имеет право отменить процедуру, если вдруг победу одержит «чужой».

За последний год ЦК «Урал», по данным сервиса «Спарк-Маркетинг», разыграл конкурсов на 130 млн рублей. По большей части это деньги городского бюджета. Это, конечно, не миллиарды рублей, которые пилят на мегапроектах, но детский садик на них построить можно. Впрочем, эти деньги уже освоили «свои» люди.